Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Мой муж — чернобыльский киборг»: история жизни ликвидатора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда стало известно о катастрофе, сразу же на место происшествия приехала дежурная бригада пожарных для того, чтобы потушить пламя. Никто не знал еще о серьезности пожара, которым начинал пылать Чернобыль — ликвидаторы кинулись исполнять свой долг без специальных защитных костюмов, без должного оборудования и предосторожностей.
«На станциях женщины плакали»
– Я как офицер запаса железнодорожных войск был призван вскоре после аварии, – вспоминает другой ликвидатор, член правления реготделения «Союза «Чернобыль» Геннадий Долженко. – Знаете, что мне запомнилось? Мы добирались до места ликвидации аварии на спецпоезде. И на некоторых станциях пожилые женщины при виде нас, побросав свою торговлю на перроне, бежали за поездом, рыдали. Думаю, они вспоминали войну, когда на запад так же шли эшелоны с нашими войсками…
По словам Долженко, главная задача железнодорожников заключалась в поддержании в рабочем состоянии рельсовых путей, по которым с АЭС вывозили остатки уцелевшего топлива. Для этого использовали специальные двенадцатиосные спецвагоны-тяжеловозы.
– Я работал в зоне аварии спустя два года после взрыва, в 1988 году, – вспоминает полковник в отставке Владимир Егоров. – Тогда саркофаг вокруг повреждённого энергоблока уже был, но требовалась дезактивация всех объектов, где ещё теплилась жизнь: энергохозяйства, здания ОКС – отдела капитального строительства, всех дорог и подъездов к станции. Засел в памяти один случай: провели мы в очередной раз плановую дезактивацию ОКСа, но дозиметры не успокаивались. Оказывается, сквозь окно просочилось несколько песчинок с радиоактивной пылью. Пришлось, удалив пыль, помещение чистить заново.
Опрошенные нами ликвидаторы находились в зоне аварии кто несколько недель, кто месяц-полтора. Но этого хватило, чтобы вся их жизнь поделилась на «до» и «после». Все нынешние чернобыльцы имеют целый букет болезней, связанных с отдалённым воздействием радиации на организм.
Ликвидаторы скупо сетуют: лет 10 назад в Волгограде ликвидировали специальную аптеку для чернобыльцев, где можно было централизованно получить необходимые бесплатные препараты. В наши дни перечень бесплатных препаратов есть, но на 50-70%, как этично выразился один из наших собеседников, этот список «формальный» – в реальности для лечения заболеваний нужны другие, куда более дорогостоящие лекарства. С монетизацией льгот более 10 лет назад смешными теперь выглядят натуральные выплаты не только на лекарства в 150 рублей в месяц, но и на санаторно-курортное лечение. Реальные путёвки стоят в десятки раз выше той самой 1 тыс. рублей в год, что государство выделяет каждому чернобыльцу на эти надобности.
«Для нас всё-таки главнее человеческое внимание, сама память, что мы есть, мы живы, – говорит Владимир Егоров. – А урок из той трагедии пусть человечество извлечёт на все времена. Главное – мы защитили тогда от последствий аварии не только свою страну, но и всю Европу. Правда, про это теперь мало кто помнит…».
Чернобыльская авария и её жертвы
Очень часто, когда мы слышим об аварии на атомной электростанции, то представляем себе взрыв с характерным ядерным «грибом». Почему так происходит, понять не трудно: поколения людей в СССР, США, да и по всему миру жило в постоянном страхе ядерной войны. Когда что-то ужасное, связанное с радиацией, случилось, многие представили себе пугавший их долгие годы сценарий.
Но на деле, если предельно упрощать ситуацию, случившееся на Чернобыльской АЭС со стороны напоминало скорее очень сильный пожар. В ночь с 25-го на 26-го апреля 1986 года на четвертом блоке электростанции проходили испытания нового режима работы, который должен был стать основой для дополнительной системы резервного энергообеспечения. Но в процессе испытаний техника повела себя непредсказуемо, произошёл очень быстрый рост мощности, реактор перегрелся и, наконец, был уничтожен.
Непосредственно в процессе аварии погиб один работник станции, оператор главных циркуляционных насосов Валерий Ходемчук, и серьёзно пострадал сотрудник пусконаладочного предприятия Владимир Шашенок, скончавшийся утром того же дня от многочисленных ожогов. Но, кроме того, в атмосферу выбросило громадное количество радиоактивных изотопов, причём этот процесс был не одномоментным, а продолжительным: выбросы шли в течение нескольких последующих дней. Поначалу никто не понимал масштаб проблему – тушить четвёртый блок приехали пожарные из ближайшего населённого пункта, Припяти, с обычным снаряжением – из-за жара в процессе работ им даже пришлось снять противогазы.
В результате из 69 пожарных, прибывших к месту ликвидации, у многих уже к концу первого часа стали проявляться признаки лучевой болезни. Помощь им оказывали в ближайшей Медсанчасти № 126, где к утру радиационный фон оказался настолько высок, что врачи были вынуждены перенести одежду пациентов в подвал. Всего лучевую болезнь зафиксировали у 134 работников АЭС и спасателей, прибывших на место аварии первыми, многих из них отправили на лечение в Москву, где 28 из них скончалось в последующие месяцы. Из 12 работников турбинного зала электростанции, где радиация была сильнее всего, до конца 86-го года дожило всего четверо.
Другие погибшие в Чернобыле
Впрочем, эти люди – лишь самые явные жертвы Чернобыля. После катастрофы остались тысячи пострадавших. Хотя все жители населённых пунктов в радиусе 30 километров вокруг реактора были эвакуированы, какую-то дозу облучения они получали. Но в первую очередь пострадали ликвидаторы – военные и гражданские специалисты, которые несколько последующих лет работали вокруг зоны ЧАЭС. Эти люди заливали реактор веществами, предохранявшими его от дальнейшего разогрева и снижающими риск новых выбросов радиоактивных аэрозолей, сооружали водозащитную стену, призванную предохранить грунтовые воды и Днепр от попадания в них радиоактивных изотопов и так далее. Наконец, именно они строили «саркофаг» вокруг самого места аварии.
Непосредственная, активная ликвидация пришлась в основном на 1986 – 1987, и всего в ней приняло участие до 600 000 человек. Причём уже в 1987-ом, после сооружения «саркофага», остальные энергоблоки ЧАЭС вновь запустили. Окончательно станцию закрыли только в 2000-ом году. Из-за такой продолжительности и масштаба работ оценить, сколько именно людей погибло из-за болезней, вызванных радиацией (а это, кроме очевидной лучевой болезни, ещё и, к примеру, рак щитовидной железы) очень сложно.
Пенсионное обеспечение
Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.
При этом возраст, в который чернобылец может выйти на пенсию, не должен быть менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (то есть максимально уменьшить пенсионный возраст можно на 10 лет).
Также чернобыльская, как ее обычно называют, пенсия выплачивается вдовам ликвидаторов.
Размер льготной пенсии чернобыльцев-инвалидов указан в таблице ниже.
Инвалидность | Ежемесячный размер* |
1 группа | 23 845,45 |
2 группа | 11 922,73 |
3 группа | 5 961,36 |
Трудовые права чернобыльцев защищаются ТК РФ в усиленном режиме, а именно – они пользуются следующими трудовыми льготами:
- Не подпадают под сокращение кадров в случае его проведения на предприятии.
- Наделены правом обязательного обеспечения рабочим местом в случае переезда.
- У них на протяжении 4-х месяцев сохраняется средняя заработная плата и не прерывается стаж при увольнении с предыдущего места работы.
- Чернобыльцы получают доплату до размера прежнего заработка, если их перевели по медицинским показаниям на место с меньшей зарплатой.*
- В плане отпуска они вольны сами выбирать его дату, а не идти на ежегодный отдых тогда, когда скажет работодатель.
- Кроме основного отпускного периода, который оплачивается всем работникам по ТК РФ, чернобыльцы имеют право раз в 12 месяцев воспользоваться дополнительными 14 днями оплачиваемого отпуска.
* — доплата производится за счет работодателя до полного восстановления трудоспособности или получения группы инвалидности.
Максимальная доза радиации, которую позволялось набирать ликвидатором – 25 рентген, это составляло примерно половину допустимой дозы для военнослужащих при действиях на заражённой местности (50 рентген). Порог острой лучевой болезни, грозящей летальным исходом, начинается где-то на уровне 100 рентген (1 грей). Каждый день дозиметристы вписывали в личные карточки полученные дозы и когда общая превышала норму – работа ликвидатора в Зоне считалась законченной и он отправлялся домой. Но не всегда вовремя прибывала смена, часто данные в карточках занижались, а фон вблизи станции был настолько нестабилен, что даже люди, находящиеся в одной группе на расстоянии 50 метров друг от друга, могли получать совершенно разные дозы и эффективно проконтролировать это даже с помощью индивидуальных дозиметров было невозможно.
После каждой мойкой проводили новые замеры, если после трёх раз машина продолжала «звенеть» — её отправляли в могильник, а пассажиры добирались до места дислокации пешком.
ПУСО по зоне были разбросаны не просто так. Основной каскад состоял из четырёх пунктов: «Копачи», «Лелёв», «Рудня Вересня», «Дитятки». Каждое следующее ПУСО пропускало — дальше от АЭС и все ближе к миру нормальному — только машины со все меньшим и меньшим уровнем радиации на них. Техника порой служила гораздо меньше людей, сотни грузовиков, тракторов, бульдозеров, бронетранспортёров и вертолётов нашли своё вечное пристанище на «могильнике».
Что случилось с природой после аварии на Чернобыльской АЭС
Многие говорят, что авария, которая произошла уже больше тридцати лет назад, унесла всего около 50 жизней. Так-то оно так, только вот по самым скромным подсчетам уже после аварии умерли еще около 4 000 ликвидаторов. А сколько людей получили серьезные заболевания после облучения? Очень много. Кто-то живет с ними до сих пор, а кто-то даже передал их своим детям.
Большой ущерб был нанесен и природе. Многие видели на картинках знаменитый Рыжий лес (его даже стали так называть официально). Таким он стал буквально через несколько десятков минут после аварии. Все из-за того, что в том лесу были в основном сосны, а их иголки очень быстро впитывают в себя все загрязняющие вещества. Особенно это касается радиоактивных элементов, тонны которых, выброшенные в воздух после взрыва, окрасили лес в характерный желто-ржавый цвет.
Позже, примерно 15 квадрантных километров этого леса были снесены и захоронены, но остальные деревья остались и их иголки очистились только через несколько лет. Это связано с тем, что хвойные деревья постепенно сбрасывают иголки, обновляя их полностью через 3-5 лет.
Также после аварии в вблизи Чернобыльской АЭС погибли почти все животные, а те, которые выжили, были отстрелены, чтобы они не могли разбежаться за пределы территории и разнести загрязнения на существенно большие территории.
Как попасть в Чернобыль
Если описанное выше вас не убедило и вы готовы рискнуть своим здоровьем, то вы можете присоединиться к примерно 70 000 человек, которые ежегодно посещают Чернобыль в качестве туристов.
Тех, кто бывал в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС мы всегда будем рады выслушать в нашем Telegram-чате. Нам очень интересно что там сейчас происходит.
Там действительно есть на что посмотреть, но вы должны будете подписать бумагу, что не имеете претензий к организатору экскурсии, если с вами что-то случится, и строго следовать за гидом.
Приехав туристом в Припять можно встретить тех самых диких животных.
Они знают все дороги, по которым можно ходить без существенно облучения. Ведь шаг влево или шаг вправо может в прямом смысле стоить жизни. Уровень заражения территорий очень неоднороден.
Зато только там можно осознать, насколько хрупко то, что люди строят годами, на что рассчитывают и к чему прикипают душой. Был большой город, в котором жили люди, а теперь его нет. То есть, город остался, но жить там больше нельзя. Люди бросили все и уехали. А все из-за того, что мирный атом вышел из-под контроля.
Ликвидаторы: как разгребали последствия аварии на Чернобыльской АЭС
ПУСО по зоне были разбросаны не просто так. Основной каскад состоял из четырёх пунктов: «Копачи», «Лелёв», «Рудня Вересня», «Дитятки». Каждое следующее ПУСО пропускало — дальше от АЭС и все ближе к миру нормальному — только машины со все меньшим и меньшим уровнем радиации на них. Техника порой служила гораздо меньше людей, сотни грузовиков, тракторов, бульдозеров, бронетранспортёров и вертолётов нашли своё вечное пристанище на «могильнике».
Но, несмотря, на обилие новейшей техники, главной движущей силой процесса были люди: специалисты и простые работники, которые своими руками исправляли последствия этой чудовищной катастрофы, не давая разрастись ей до мирового масштаба. Именно они получали свои страшные дозы радиации, хронические болезни, проблемы на всю оставшуюся жизнь. Основная часть работ была выполнена в 1986—1987 годах, в них приняли участие примерно 240 тысяч человек. А всего «чернобыльцами» могут считать себя почти 7 миллионов жителей бывшего Советского Союза.
Описание подвига ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС
Чернобыльская авария — крупнейшая катастрофа в истории мирного атома. Чернобыль в 600 раз превзошёл Хиросиму по мощности загрязнения окружающей среды.
В первые же часы к месту ЧС прибыли специалисты-атомщики и пожарные для ликвидации аварии – «ликвидаторы», они ещё не знали насколько высоки и опасны дозы радиоактивного заражения. Любой ценой необходимо было потушить пожар, чтобы огонь не перекинулся на другие энергоблоки, дабы Чернобыльская, катастрофа не приняла мировой масштаб.
Герои Чернобыльской АЭС не думали о гибели. Уже через 7 минут после сигнала тревоги на АЭС приехали пожарные расчеты. Это была их работа, но ни совершали подвиг. Они не представляли всю серьезность угрозы – невидимой и неслышимой — спасли тысячи жизней. Доза радиации, которую получили пожарные, оказалась очень высокой — дозы около 1000 — 2000Р и более. Четверо пожарных скончались через 2 недели. Остальные пожарные, участвовавшие в локализации и тушении пожара на 4-ом блоке ЧАЭС не получили летальных доз, и были отправлены в больницы Киева и области. В течение дня 27 апреля, очень много пожарных расчетов из других городов (Ирпеня, Броваров, Боярки, Иванкова, Киева) были задействованы на откачку воды из нижних уровней станции автоцистернами и ПНС. От перекачиваемой воды светило около 200 — 500Р. Тогда же, 26 апреля при аварии на ЧАЭС погибли 24 человека из оперативного персонала Чернобыльской станции. Подвиг пожарных Чернобыля вызвал чувства глубокого восхищения и благодарности не только у граждан Советского Союза, но и у жителей всей планеты.
Пожарные из города Скенектади (США) на собственные деньги сделали мемориальную доску в память о тех, кто вступил в драматическую борьбу с разбушевавшимся атомом. Надпись на той доске гласит –«Пожарный. Часто он первым приходит туда, где возникает опасность. Так было и в Чернобыле 26 апреля 1986 года. Мы, пожарные города Скенектади, штат Нью-Йорк, восхищены отвагой наших братьев в Чернобыле и глубоко скорбим по поводу потерь, которые они понесли. Особое братство существует между пожарными всего мира, людьми, отвечающими на зов долга с исключительным мужеством и смелостью». Эту доску делегация американского города передала постоянному представительству СССР, Украинской ССР и Белорусской ССР при ООН. Ее привезли из-за океана в Чернобыль и на собрании пожарных Припяти и Чернобыля торжественно вручили коллективу подразделения.
Пересечения с событиями сериала
Главный герой сериала — академик Валерий Легасов, учёный, который появился на месте катастрофы одним из первых и чьи решения внесли большой вклад в ликвидацию аварии в Чернобыле. Вместо трёх недель он провёл около разрушенного реактора четыре месяца, из-за чего получил умеренно тяжёлую дозу радиации — 100 бэр. В первые дни после аварии он ежедневно по пять-шесть раз поднимался на вертолёте над реактором. Затем предложил засыпать сверху в горящий реактор смесь бора, свинца и доломитовой глины, а также настоял на полной эвакуации Припяти.
В августе 1986 года Валерий Легасов выступил на конференции экспертов МАГАТЭ в Вене. Он пять часов читал доклад с анализом причин аварии и радиологических последствий катастрофы на ЧАЭС. Возможно, это выступление стало поворотным моментом в его жизни. Если на Западе академика уважали за смелость и преподносили как человека, спасшего весь мир от серьёзных последствий радиационной аварии, то в СССР возникло подозрение. Озвученные им данные возмутили правительство — он разгласил секретные сведения, о которых не должен был говорить. Впоследствии Валерия Легасова дважды выдвигали на звание Героя Социалистического труда, но оба раза отказывали в присуждении премии и подарили лишь именные часы «Слава».
Для отца это [отношение в СССР] стало полной неожиданностью. Он не знал, как на это реагировать. Я считаю, что это был удар под дых, причём заранее спланированный и подготовленный.
-
Лица, имеющие ограниченные физические возможности, причиной чего стала катастрофа на станции, которым присвоен соответствующий статус. В их число входят:
- граждане, командированные для ликвидации аварии;
- служащие военных пожарных и других структур, занимавшиеся устранением последствий взрыва;
- эвакуированные жители отчужденной территории;
- лица, ставшие донорами костного мозга для пострадавших от облучения;
- граждане, которые занимались вывозом ценностей, животных, людей из зараженной территории – не только военные, но и медицинский персонал;
- жители, покинувшие зону заражения, в том числе и их дети, находившиеся на тот момент в утробе матерей;
- работники и жители всех четырех областей Чернобыльской зоны.
- Лица, получившие большую дозу радиации вследствие взрыва или при устранении последствий катастрофы, и имеющие лучевую болезнь или другие специфические нарушения здоровья.
Ликвидаторы: как разгребали последствия аварии на Чернобыльской АЭС
Уровни радиации (и соответственно дозы) в пределах 30-километровой зоны вокруг взорвавшегося 4-го реактора Чернобыльской АЭС в 1986 году различались между собой в миллионы раз: от нескольких десятых миллирентген в час на южной границе зоны — до сотен рентген в час в некоторых местах на самой АЭС.
Но, несмотря, на обилие новейшей техники, главной движущей силой процесса были люди: специалисты и простые работники, которые своими руками исправляли последствия этой чудовищной катастрофы, не давая разрастись ей до мирового масштаба. Именно они получали свои страшные дозы радиации, хронические болезни, проблемы на всю оставшуюся жизнь. Основная часть работ была выполнена в 1986—1987 годах, в них приняли участие примерно 240 тысяч человек. А всего «чернобыльцами» могут считать себя почти 7 миллионов жителей бывшего Советского Союза.