Статья 120. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 120. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В общем понимании под ревизионной комиссией подразумевается орган внутреннего контроля организации, в том числе и ТСЖ, основной задачей которого является осуществление регулярных проверок правомерности деятельности объединения жильцов многоквартирного дома.

Компетенция органов управления ЖК и ЖСК

Общее собрание (конференция) членов ЖК или ЖСК является высшим представительным органом этих кооперативов. Основные положения об общем собрании членов ЖК или ЖСК:

  • а) компетенция общего собрания определяется уставом кооператива. Собрание является правомочным, если на нем присутствует более 50% членов кооператива;
  • б) решение общего собрания членов кооператива считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины присутствовавших членов кооператива, а по вопросам, указанным в уставе, – более 3/4 присутствовавших членов кооператива;
  • в) решение общего собрания членов кооператива оформляется протоколом и является обязательным для всех членов кооператива (ст. 117 ЖК РФ);
  • г) общее собрание членов кооператива избирает правление и ревизионную комиссию (ревизора) кооператива.

Ревизионная комиссия (ревизор) ЖК или ЖСК

Ревизионная комиссия реализует лишь одну функцию управления – контроль за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива, так называемый внутренний аудит.

В соответствии со ст. 120 ЖК РФ указанный орган:

  • а) проводит не реже одного раза в год плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности кооператива;
  • б) представляет заключение о бюджете, годовом отчете и размерах обязательных платежей и взносов общему собранию (конференции);
  • в) отчитывается о своей деятельности перед общим собранием (конференцией) членов кооператива;
  • г) вправе проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности кооператива, в любое время;
  • д) в своей деятельности обязан руководствоваться уставом кооператива и другими документами кооператива.

Статья 121 ЖК РФ устанавливает следующий порядок приема в члены кооператива:

  • а) гражданин или юридическое лицо, желающее стать членом кооператива, подают в правление кооператива заявление о приеме в члены данного кооператива;
  • б) заявление о приеме в члены кооператива должно быть рассмотрено правлением кооператива и утверждено решением общего собрания (конференцией) членов кооператива в течение одного месяца;
  • в) заявитель признается членом кооператива после утверждения решения о приеме в члены кооператива общим собранием (конференцией) членов кооператива с момента уплаты вступительного взноса.

Реорганизация и ликвидация ЖК или ЖСК. Жилищный кодекс РФ по сравнению с ЖК РСФСР установил новые правила о реорганизации и ликвидации ЖК или ЖСК.

На ревизионную комиссию налагается определенная ответственность в компетенции проверок. Применяемые дисциплинарные меры определяются товариществом. Любые неправомерные действия ревизоров могут быть расценены правлением ТСЖ как повод для переизбрания. Все члены обязаны относится к своей деятельности должным образом и при незнании каких-либо вопросов обратиться к специалистам.

При помощи проверок, проведенных ревизионной комиссией, выявляются множество проблем и нарушений работы органа правления товарищества. Деятельность ревизоров помогает улучшить работу ТСЖ и не допустить кризиса, как финансового, так и обеспечение нормального функционирования органа правления. Такие комиссии делают работу товарищества более прозрачной и способствуют благоприятному проживанию самих собственников.

Нормы законодательства

Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяются в качестве страхователей в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ) .

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию, установлены:

  • по обязательному пенсионному страхованию — п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ ;
  • по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — п. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ ;
  • по обязательному медицинскому страхованию — ст. 10 Закона N 326-ФЗ .

А есть ли трудовые отношения, если нет договора?

Нормы Трудового кодекса. В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой сотруднику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Читайте также:  Наследование накопительной части пенсии умершего в 2022 году: что нужно знать?

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания на должность, избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначения на должность или утверждения в должности и в ряде других случаев. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения сотрудника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

В ст. 17 ТК РФ сказано, что трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции. Определение понятия трудовой функции дано в ст. 57 ТК РФ. Это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой сотруднику работы.

Основными признаками трудового договора являются личностный признак (выполнение работы личным трудом и включение работника в производственную деятельность предприятия), организационный признак (подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, его составным элементом является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее исполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность), выполнение работ определенного рода, а не разового задания, гарантия социальной защищенности .

Постановления ФАС УО от 29.04.2013 N Ф09-2424/13, от 20.01.2014 N Ф09-14231/13.

Деятельность членов правления ТСЖ. В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 147 ЖК РФ правление ТСЖ избирается из числа членов товарищества общим собранием членов ТСЖ на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Правление ТСЖ избирает из своего состава председателя, если уставом избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания (п. 3 ст. 147 ЖК РФ). Правление осуществляет руководство деятельностью ТСЖ, обеспечивает соблюдение ТСЖ законодательства и устава, составляет сметы доходов и расходов, управляет МКД или заключает договоры на управление им и др. (ст. 148 ЖК РФ).

Председатель правления ТСЖ избирается на срок, установленный уставом товарищества. Он обеспечивает выполнение решений правления, дает указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, действует без доверенности от имени ТСЖ, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правления или общего собрания членов ТСЖ, осуществляет ряд иных полномочий (п. 1 ст. 149 ЖК РФ).

Основной документ, регламентирующий деятельность ревизионной комиссии ТСЖ – Жилищный кодекс РФ. В процессе изучения данного вопроса следует опираться на следующие статьи:

  • ст. 117 «Общее собрание членов жилищного кооператива», в которой предусмотрены порядки и нормы его проведения;
  • ст. 120 «Ревизионная комиссия жилищного кооператива»;
  • ст. 145 «Общее собрание членов ТСЖ», в п. 2 сказано, что силами этого мероприятия производится выбор состава РК;
  • ст. 150 «Ревизионная комиссия» включает в себя понятие и определение РК, а также основные правила ее формирования.
  • ФЗ№7 «О некоммерческих организациях» в ред. от 05.02.2018 г.

Кроме того, ревизионная комиссия ТСЖ в процессе своей деятельности опирается на Положения, составленные в рамках собрания, в которых и прописаны все полномочия, обязательства, порядки проведения проверок.

Обязанности ревизионной комиссии ТСЖ

В Положении (ФЗ№66 от 15.04.1998 г.), издаваемом силами членов ТСЖ, обязательно прописывается перечень обязанностей ее участников. Традиционно он включает в себя следующие направления:

  • проведение проверочных мероприятий в отношении финансово-хозяйственной работы хотя бы раз в год;
  • осуществление внеочередного собрания при возникновении форс-мажорных обстоятельств и вопросов, нуждающихся в принятии незамедлительных решений;
  • организация реализации права иных членов ТСЖ на получение доступа к расходно-доходным бумагам, сметам, отчетностям за текущий годовой период;
  • предоставление участникам ТСЖ сведения об итогах проведения ревизионных мер за отчетный период в сроки, предусмотренные нормами закона;
  • составление заключительных документов по результатам проверки, и делать это нужно в письменном виде (а затем в срок не более 15 дней направить их на рассмотрение в правление Товарищества);
  • обеспечивать фиксирование материалов о ежегодных издержках и поступлениях, если осуществление аудиторских мероприятий извне не предусмотрено.
Читайте также:  Что изменится в отчётности с 2023 года

Дополнительная информация
Нормы и нюансы проведения заседаний определены в Положении, составленном на основании ФЗ№66 от 15.04.1998 г. «О садоводческих, дачных и прочих некоммерческих объединениях граждан».

Статья 113 ЖК РФ. Устав жилищного кооператива

  1. В уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива. 1.1. В уставе жилищного кооператива может быть предусмотрено использование системы или иной информационной системы при решении вопросов, связанных с управлением в жилищном кооперативе, с учетом функций указанных систем.
  2. Устав жилищного кооператива может содержать другие не противоречащие настоящему Кодексу, другим федеральным законам положения.

Статья 118 ЖК РФ. Правление жилищного кооператива

  1. Правление жилищного кооператива избирается из числа членов жилищного кооператива общим собранием членов жилищного кооператива (конференцией) в количестве и на срок, которые определены уставом кооператива.
  2. Порядок деятельности правления жилищного кооператива и порядок принятия им решений устанавливаются уставом и внутренними документами кооператива (положением, регламентом или иным документом кооператива).
  3. Правление жилищного кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива, избирает из своего состава председателя кооператива и осуществляет иные полномочия, не отнесенные уставом кооператива к компетенции общего собрания членов кооператива.
  4. Правление жилищного кооператива подотчетно общему собранию членов кооператива (конференции).

Статья 120 ЖК РФ. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива

  1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией) избирается ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива на срок не более чем три года. Количество членов ревизионной комиссии жилищного кооператива определяется уставом кооператива. Члены ревизионной комиссии одновременно не могут являться членами правления жилищного кооператива, а также занимать иные должности в органах управления жилищного кооператива.
  2. Ревизионная комиссия жилищного кооператива из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии.
  3. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива:
    1) в обязательном порядке проводит плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности жилищного кооператива не реже одного раза в год;
    2) представляет общему собранию членов кооператива (конференции) заключение о бюджете жилищного кооператива, годовом отчете и размерах обязательных платежей и взносов;
    3) отчитывается перед общим собранием членов кооператива (конференцией) о своей деятельности.
  4. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива в любое время вправе проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности кооператива.
  5. Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) жилищного кооператива определяется уставом кооператива и другими документами кооператива.

Проверка деятельности тсж

Например, если электрическая проводка в многоэтажном доме представляет пожарную опасность для жителей, а ТСЖ ничего с этим не делает, то придется произвести коллективное или индивидуальное обращение в Роспотребнадзор. Организовать аудиторскую проверку можно и при помощи обращения в жилинспекцию. Жилищная инспекция может провести проверочные мероприятия, которые направлены на осмотр общего состояния объекта постройки. Помимо самого строящегося здания, жилищная инспекция проверяет состояние инфраструктуры многоквартирного дома и территорию, прилежащую к многоэтажке. Заявители вправе осуществить контроль за проверочной деятельностью в виде просмотра документов. Жители могут просмотреть бухгалтерские отчеты товарищества или же отчеты о выполняемой работе.

По общему правилу, порядок назначения аудиторской проверки устанавливается уставом ТСЖ. Однако отсутствие указаний в уставе не лишает указанных выше лиц права требовать назначения аудиторской проверки. Так, жилищным законодательством закреплено их право требовать от председателя ТСЖ, а также иного управляющего органа проведения проверки финансового состояния организации, а также состояния бухгалтерской документации.

Основания для обращения в Прокуратуру

Специальная структура, деятельность которой основана на законодательной базе и управлении многоквартирными домами, называется Товариществом собственников жилья (ТСЖ). Главой организации являются владельцы квартир. Их главная цель – обеспечение комфортными условиями проживания в определенном доме.

В Гражданском Кодексе РФ указано, что ТСЖ – некоммерческая организация, ее работа не предполагает получение прибыли. В жизни бывает иначе. Жильцы забывают о функциях товарищества, требуют невозможного от руководства.

Действия ТСЖ не должны нарушать закон. Негативный пример работы ТСЖ – отсутствие реакции на заявления людей, расхищение денежных средств, невыполнение основных задач товарищества.

Важно! Согласно судебной статистике, иски жильцов и обращения в Прокуратуру связаны с такими проблемами:

  • халатное отношение к работе. Администрация ТСЖ недобросовестно выполняет функции при выборе и заказе материалов для ремонта здания или при приеме персонала на работу. Не реагирует на конструктивные пожелания или жалобы владельцев квартир;
  • безответственность. Руководство товарищества плохо справляется с обязанностями, отсутствует контакт с жильцами;
  • расточительность и небережливость. ТСЖ не умеет распоряжаться деньгами, совершает покупки по завышенным ценам, ворует и разбазаривает большие суммы денег;
  • необоснованный рост платежей. Нехарактерное увеличение платы, от которой не зависит подорожание комуслуг или зарплата сотрудников товарищества;
  • систематическое отключение горячей или холодной воды без объяснения причин, несоблюдение сроков подключения отопления;
  • избегание исполнения возложенных обязанностей по проведению ремонта в подъездах, ликвидации поломок.
Читайте также:  Детские пособия — 2022: региональные выплаты

Названые проблемы подлежат более детальному толкованию. Если владельцы квартир заметили нарушения со стороны управления ТСЖ, они обращаются с жалобой в надзирательные органы. Прокуратура занимается контролем над всеми организациями: как общественными, так и государственными. В ее юрисдикцию входит ТСЖ (некоммерческие структуры).

Ревизионная комиссия: организация работы

Работой ревизионной комиссии руководит ее председатель, который избирается из состава членов комиссии. Порядок деятельности контролирующего органа определен внутренними документами Общества, в частности, Положением о Ревизионной комиссии, утвержденным общим собранием акционеров. Решения, принятые ревизионной комиссией, являются правомочными только если в ее работе принимают участие не менее 50% от общего числа участников. В случае меньшего количества участников советом директоров созывается внеочередное собрание акционеров с целью проведения довыборов либо перевыборов членов комиссии. Результаты проверок и решения, которые были приняты ревизионной комиссией в ходе работы, оформляются протоколом заседания и актом определенной формы в 3-х экземплярах в срок не позднее 5 рабочих дней с момента проведения заседания, которые подписываются Председателем и членами ревизионной комиссии. Любые несогласия кого-либо из членов комиссии вносятся в протокол. Все протоколы заседаний ревизионной комиссии хранятся в Обществе с предоставлением их по требованию его участников- акционеров. Размер и порядок выдачи вознаграждения членам ревизионной комиссии устанавливается участниками Общества на общем собрании акционеров. Члены ревизионной комиссии получают вознаграждение и компенсацию расходов, которые они понесли в период исполнения ими обязанностей в данной должности. Проверка финансово-хозяйственной деятельности ревизионной комиссией АО, ТСЖ и других Обществ может быть проведена по итогам деятельности за 12 месяцев, и, кроме того, допускает проведение проверки по инициативе комиссии по требованию одного из акционеров, являющегося владельцем не менее 10% акций данного Общества.

С 2014 года гражданским законодательством предусматривается такая форма объединения, как ТСН. Она фактически заменяет собой ТСЖ, хотя и имеет определенные отличия. С введением объединений собственников недвижимости ранее созданные товарищества не прекращают своей деятельности.

Состав органов товарищества собственников жилья определяется ЖК РФ. Помимо непосредственного управления их деятельностью, требуется осуществление контрольных функций. Эта миссия и возлагается на ревизоров или контрольно-ревизионный орган объединения владельцев помещений в МКД.

По жилищному кодексу РФ эта комиссия не входит в систему управления товариществом, а лишь выполняет проверки ее финансы и отчетность. При этом ее создание носит обязательный характер.

Права, обязанности, полномочия и ответственность

К основным полномочиям комиссии относится ревизия всех финансовых дел товарищества. Это положение предусматривается ст. 150 ЖК РФ. Для осуществления своих дел РК наделяется определенным объемом прав:

  • контролировать все финансовые операции объединения;
  • изучать финансовую и хозяйственную документацию;
  • привлекать для консультаций сторонних специалистов;
  • запрашивать бумаги у председателя или правления ТСЖ;
  • инициировать проведение внеочередных собраний;
  • направлять запросы в различные органы;
  • совершать иные необходимые для выполнения своей работы действия.

Комиссия также занимается оценкой сметы расходов и доходов объединения. В обязанности РК входит не только проверять финансы ТСЖ, но и представлять отчеты о проделанной работе. В случае выявления нарушений ревизор должен сообщить об этом правлению ТСЖ, а в некоторых случаях и правоохранительные органы.

Ревизионная комиссия ТСЖ: порядок избрания, права и обязанности

С 2014 года гражданским законодательством предусматривается такая форма объединения, как ТСН. Она фактически заменяет собой ТСЖ, хотя и имеет определенные отличия. С введением объединений собственников недвижимости ранее созданные товарищества не прекращают своей деятельности.

Состав органов товарищества собственников жилья определяется ЖК РФ. Помимо непосредственного управления их деятельностью, требуется осуществление контрольных функций. Эта миссия и возлагается на ревизоров или контрольно-ревизионный орган объединения владельцев помещений в МКД.

По жилищному кодексу РФ эта комиссия не входит в систему управления товариществом, а лишь выполняет проверки ее финансы и отчетность. При этом ее создание носит обязательный характер.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *