Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологический сбор — кто его платит и как рассчитать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае, если побочные продукты все же будут признаны отходами производства, то предприятию необходимо будет уплатить в отношении них плату за НВОС. Следует иметь в виду, что к ставке при расчете платежа в отношении продукта, признанного отходами, применяется дополнительный коэффициент 52. Так будет сказано в ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ в редакции, вступающей в силу с 1 марта 2023 года.
Побочные продукты: новые платежи в бюджет
Есть и исключение — при котором указанный коэффициент не применяется. А именно, если признание побочного продукта отходом обусловлено размещением на объекте расположения отходов, и при этом соответствующее размещение было осуществлено не позднее, чем через 11 месяцев с момента формирования побочного продукта. Если позднее, то дополнительный коэффициент применять, таким образом, требуется.
Первый платеж за НВОС в отношении побочного продукта производства, признанного отходом, необходимо будет произвести в срок до 1 марта 2024 года. Квартальные платежи в данном случае не производятся. Это следует из положений ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ в редакции, применяемой с 1 марта 2023 года. Платеж за НВОС в отношении продуктов, признанных отходами, вносится по месту расположения:
- объекта размещения отходов — если признание продукта отходом обусловлено размещением продукта на соответствующем объекте;
- объекта, на котором производилось складирование продукта — если его признание отходом было обусловлено неиспользованием продукта в собственном производстве (либо передачей на сторону по истечении трех лет после отнесения вещества (предмета) к побочному продукту производства).
Сокращен срок для добровольного погашения задолженности по уплате сбора
Если плательщик не уплачивает экологический сбор или уплачивает его не полностью, орган Росприроднадзора направит в его адрес требование о погашении задолженности в добровольном порядке.
Сделать это необходимо в течение 15 календарных дней. По истечении этого срока контролирующие органы будут взыскивать долг через суд (п. 25 Правил). Если суд вынесет решение в пользу Росприроднадзора, потребуется заплатить не только недоимку, но также возместить судебные расходы ведомства (ст. 110 АПК РФ).
До внесения изменений срок для добровольного погашения задолженности был продолжительнее — 30 календарных дней.
Отметим, что специальных норм, предусматривающих ответственность за неуплату сбора и непредставление отчетности, на текущий момент законодательством РФ не предусмотрено.
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
Куда и когда сдавать отчеты по экологическому сбору
Сроки сдачи всех отчетов по экологическому сбору представлены в таблице:
Срок | Что нужно сделать |
---|---|
До 1 апреля 2021 года | Сдать декларацию о количестве выпущенных товаров |
До 1 апреля 2021 года | Сдать отчет о выполнении нормативов утилизации |
До 15 апреля 2021 года | Сдать суммы экологического сбора и уплатить эко-сбор в бюджет |
Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:
- сбрасывают сточные воды;
- осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
- имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.
Кто должен платить экологический сбор
Экологический сбор — неналоговый (то есть не имеющий отношения к доходам или владению имуществом) платеж, который перечисляется на счета Росприроднадзора:
- ИП и юрлицами, которые производят на территории России изделия, указанные в перечне по распоряжению Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р.
- ИП и юрлицами, которые импортируют соответствующие изделия.
При этом сбор уплачивается только за те материальные ценности, которые:
- утилизированы производителем или импортером после утраты ими потребительских свойств;
- относятся к упаковочным материалам при условии, что упакованные в них изделия не являются готовой продукцией;
- не вывезены за границу.
При этом если произведенный или импортированный товар продан, ответственность за уплату экологического сбора по нему несет производитель либо импортер, а не покупатель. Но если товар использован покупателем для выпуска собственных изделий в качестве упаковки, то уплачивать сбор нужно именно покупателю.
Если производитель или импортер использует товар, включенный в перечень по распоряжению № 2970-р, на собственные нужды, а не в целях продажи, то он не уплачивает экологический сбор по данному товару. Но если плательщик не укладывается в нормативы, установленные законодательно, то оплата сбора осуществляется с разницы между лимитом и фактическим объемом отходов.
Утилизация в данном случае может быть произведена:
- производителем или импортером самостоятельно (при наличии необходимых технических условий);
- по договору со сторонней специализированной фирмой;
- в рамках сотрудничества с другими производителями и импортерами.
Уплата экологического сбора — обязательство, которое следует отличать от платежа за загрязнение предприятием окружающей среды.
Сроки, место сдачи и виды отчетности по экологическому сбору
Перед сдачей отчета следует уточнить срок уплаты экологического сбора за 2019 год в 2020. Неналоговый платеж оплачивается до 15 апреля 2020 г. за отчетный 2019 г. Декларация и отчетность за предыдущий год предоставляется до 1 апреля 2020.
Отчетная документация предоставляется сотрудникам Росприроднадзора по месту регистрации. Реквизиты для уплаты сбора необходимо уточнять на сайте природоохранных и территориальных органов. Неналоговый платеж за негативное воздействие на экологию перечисляется:
- На счет природоохранной организации по месту регистрации. Плательщик – производитель готовой продукции и тары.
- На счет Росприроднадзора. Плательщик – импортер при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
На сайте территориального органа ежегодно указываются сроки сдачи отчетной документации по каждому пункту.
Новшество 1. Новая (почти) форма декларации
Если помните, в отчётности за 2021 год были накладки. За два дня до конца отчётной кампании изменили форму декларации о плате за НВОС (новая редакция Приказа Минприроды от 09.01.2017 № 3). Кто сдавал декларацию в последние дни, делали это уже по новой форме. Но многие успели отчитаться по старой. А значит, в этот раз увидят новую декларацию впервые.
Изменились наименования столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2:
Было | Стало |
Предельно допустимые выбросы (ПДВ) | Нормативы допустимых выбросов, технологические нормативы (НДВ, ТН) |
Временно согласованные выбросы (ВСВ) | Временно разрешённые выбросы (ВРВ) |
Нормативы допустимых сбросов (НДС) | Нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы (НДС, ТН) |
Временно согласованные сбросы (ВСС) | Временно разрешённые сбросы (ВРС) |
Порядок и сроки внесения платы
Сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 такие:
- 28 февраля – плата за 2021 год;
- 20 апреля – авансовый платеж за I кв. 2021 г.;
- 20 июля – авансовый платеж за II кв. 2021 г.;
- 20 октября – авансовый платеж за III кв. 2021 г.;
- 1 марта 2021 года – плата за 2021 год.
Отметим, что малые и средние предприятия авансовые платежи не делают (п. 3 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды).
КБК платы за НВОС в 2021 году:
За размещение отходов производства | 048 1 1200 120 |
За размещение твердых коммунальных отходов | 048 1 1200 120 |
За выбросы в атмосферный воздух | 048 1 1200 120 |
За сбросы в водные объекты | 048 1 1200 120 |
Кто обязан утилизировать товары и упаковку?
1. Производители товаров – юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации.
2. Импортеры товаров – юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов Евразийского экономического союза.
Производители и импортеры товаров обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации с момента их первичной реализации на территории России в отношении товаров и упаковки товаров, произведенных на территории РФ или импортированных в РФ соответственно.
Перечень товаров и упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством РФ на три года:
- 2015-2017 годы (Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р);
- 2018-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р).
Обеспечить утилизацию производитель или импортер может одним из следующих способов:
1. путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования товаров;
2. путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов);
3. путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров.
При этом под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В отношении упаковки, подлежащей утилизации, обязанность выполнения нормативов возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке. Производитель упаковки отчитывается, делает расчет экосбора и оплачивает его только в том случае, когда упаковка производится и реализуется потребителю, как готовый товар. При этом за упаковку товаров производители и импортеры товаров несут ответственность вне зависимости от того, включен ли упаковываемый в упаковку товар в Перечень или нет.
Отчетность по экосбору
В срок до 1 апреля производителям и импортерам необходимо предоставить в Росприроднадзор отчетность по экосбору:
1. Декларация о количестве выпущенных в обращение готовых товаров и упаковки;
2. Отчет о выполнении нормативов утилизации товаров и упаковки;
3. Расчет экологического сбора.
Выполнение нормативов утилизации подтверждается следующими документами, которые включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации:
- договорами об утилизации отходов от использования товаров;
- актами утилизации отходов от использования товаров (существуют рекомендованные Росприроднадзором формы актов утилизации).
При этом обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации может быть исполнена на территории РФ вне зависимости от того, в каком субъекте РФ осуществляется деятельность данных предприятий, то есть заключить договор на утилизацию можно с любой организацией на территории России.
Кроме того, если вы утилизируете товары и упаковку самостоятльно, необходимо предоставить:
- лицензию на обращение с отходами I-IV класса опасности;
- заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) на технологию утилизации.
Также при заполнении формы расчета экологического сбора прикладываются копии платежных документов об уплате экологического сбора.
Необходимо вычистить липовую утилизацию
Юлия Кузовлева, заместитель генерального директора центра по переработке отходов «Орис Пром» считает, что реформа РОП необходима для компаний, которые ответственны за сбор отходов, чтобы они собирали глубоко, тщательно и по мелким источникам. Отдельный акцент Кузовлева сделала на необходимости грамотного администрирования расширенной ответственности производителей. Она также заявила о необходимости строить новые мощности по каждому виду отходов.
«Неоспоримый факт, что мера даст толчок отрасли. Нужны средства для минимизации расходов в сборе, транспортировки отходов кроме построения мощностей. Мощности нужно строить по всей стране по каждому виду отходов. Это должно быть экономически выгодно. Следующая проблема — вторсырье. Государство должно участвовать в стимуляции покупки вторичного продукта. Если утилизатор уверен, что ему оплатят каждую собранную тонну любых отходов, то мощности были бы увеличены еще не в этом году, а еще в прошлом», — заключила Кузовлева.
Основания для подготовки экологического сбора
- Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления», ст.24.5.
- Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 (ред. от 23.08.2018) «О порядке взимания экологического сбора» (вместе с «Правилами взимания экологического сбора»).
- Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2015 г. N 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров».
- Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. N 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки».
- Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. N 284 «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров».
За что платится экологический сбор
Человек в ходе своей хозяйственной деятельности создает много вещей, которые не могут быть включены в естественные природные циклы. Например, вездесущие полимеры естественным образом не разлагаются в природе.
Понимая опасность засорения и изменения природы продуктами человеческой цивилизации, люди проводят мероприятия по утилизации отслуживших свой срок вещей. Для ряда таких предметов утилизация является обязательной.
Если это возможно, утилизацию или переработку проводят производители. Однако, так бывает далеко не всегда. И тогда обеспечение сбора и утилизации «не экологичного» мусора переходит на специальные службы. А производители и импортеры утилизируемых предметов «финансируют» это, уплачивая экологический сбор.
Утилизируемые в обязательном порядке предметы в России входят в утверждаемый правительством список. Действующая редакция такого перечня для продукции (товаров) введена Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р. Перечень достаточно объемный и включает в себя, помимо очевидных позиций вроде бытовой и компьютерной техники, например, одноразовую посуду и предметы одежды и белья.
Этим же постановлением актуализирован и перечень видов упаковки, которую надо утилизировать по тем же принципам, что и товары. По упаковке есть пара нюансов:
- Если то, что в упаковке, не является готовым к употреблению предметом, то сбор начисляется только на саму упаковку;
- Если предмет в упаковке продается тем, кто занят в производстве колесного транспорта и прицепов к нему, то обложению сбором также подлежит только сама упаковка.
Если у вас есть продукция из первого перечня или ваша продукция упакована в то, что включено во второй, то проверьте, не являетесь ли вы плательщиком экосбора.