Аварийное жилье: как попасть в программу переселения в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аварийное жилье: как попасть в программу переселения в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важно! Чтобы признать квартиру непригодной для дальнейшего проживания, собственнику ветхого жилья необходимо написать заявление в межведомственную комиссию по месту регистрации. Такое право имеет только владелец квартиры (дома).

Какие документы нужны для переселения

По словам Марии Спиридоновой, для переселения достаточно иметь следующие документы:

  • заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
  • в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;
  • заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения;
  • заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.

Разница между социальным жильем и собственностью

Не все квартиры находятся в собственности их владельцев. Государство и муниципальные власти предоставляют объекты по договору социального найти. Такое жилье выдается на основании решений госструктур.

Социальное жилье также подлежит износу, поэтому может признаваться аварийным. В таком случае жильцам предоставляются иные объекты, которые должны соответствовать ряду требований:

  • Площадь. Она должна быть равнозначна в сравнении с ранее выданным объектом.
  • Благоустроенность. Объект обязательно должен быть пригоден для проживания.
  • Отсутствие санитарных и технических нарушений.
  • Местоположение. Объект должен быть в пределах того же муниципального объекта.

Переселение жильцов на время проведения ремонтно-восстановительных работ

Признание жилья аварийным нередко требует переселения его жильцов только на период проведения ремонтных работ по реконструкции и восстановлению здания. В этом случае наймодатель должен предоставить гражданам альтернативное жилье, входящее в так называемый маневренный фонд (ст. 95 ЖК РФ).

Жильцы, которые не согласны на временное выселение, могут быть переселены в принудительном порядке на основании судебного решения. При этом за нанимателем сохраняется право на возвращение в реконструированное помещение независимо от продолжительности ремонтно-восстановительных работ.

Важно! Гражданин не сможет вернуться в помещение, где он раньше проживал, если после ремонта были изменены размеры площади, не соответствующие в результате необходимым нормам.

Какие документы нужны?

Для признания дома аварийным необходимо подготовить и представить в уполномоченный орган следующие документы:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • заявление о признании дома аварийным;
  • правоустанавливающий документ на жилье (договор купли-продажи, акт о приватизации, свидетельство о правах на наследство);
  • правоподтверждающий документ (выписка из ЕГРН);
  • кадастровый паспорт;
  • поэтажный план;
  • заключение экспертизы, которое подтвердило аварийность жилья;
  • жалобы жильцов на плохое техническое состояние дома и его коммуникаций;
  • проект реконструкции (если квартира была переделана в жилую из нежилого помещения).

Срок рассмотрения заявление не должен превышать 30 дней. Ответ предоставляется заявителю в письменной форме. В случае положительного решения дом подлежит включению в программу переселения.

Использование финансовых средств

Новый закон расширил возможные способы использования мер социальной поддержки, оказываемых государственным учреждением Фонд содействия реформированию ЖКХ регионам России на осуществление местных программ расселения граждан.

Денежные средства данного некоммерческого Фонда направляются в субъекты Российской Федерации для формирования маневренного жилищного фонда. После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающих в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет.

До завершения данного срока местная администрация обеспечивает жильцов домов, непригодных для проживания, новыми квартирами или уплатить им денежную компенсацию взамен изымаемого жилья в аварийных объектах недвижимости.

Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда.

Какие условия нужны для расселения

Не каждый владелец помещения, стоящий в очереди на новый объект недвижимости, успел получил его в срок.

Расселение жильцов происходит на основании Федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Лица, претендующие на альтернативную жилую площадь, могут воспользоваться программой в следующей ситуации:

  • специальная комиссия, собранная при департаменте ЖКХ района должна признать, что здание находится в аварийном состоянии и не подлежит капитальному ремонту;
  • граждане должны иметь на руках документ, подтверждающий право владения объектом жилой недвижимости. Либо подтверждение использования данных квадратных метров по договору соцнайма.

Если жильцы подозревают, что их дом находится в аварийном состоянии, но официального решения на руках нет, следует составить коллективное заявление в органы местного самоуправления с просьбой инициировать данное действие. Арендаторы квартиры не могут участвовать в социальной программе по расселению ветхого жилого фонда.

Решение суда можно оспорить, если:

  • органом местного самоуправления установлены сроки сноса дома и переселения граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, которые истекли;
  • согласно выводам технического заключения, общее состояние основных строительных конструкций характеризуется категорией технического состояния как недопустимое. Жилое здание непригодно для нормальной эксплуатации и представляет опасность для жизни и здоровья людей;
  • чиновники не предприняли мер по расселению жильцов и не предоставили жильцам другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям.

Госдума приняла закон о всероссийской реновации. Что это значит

  • Государственные финансы
  • Переселение из аварийного жилья
  • Регионы

Как обозначено в федеральном проекте «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», к концу 2024 года объем расселенного аварийного жилого фонда должен достичь 9,54 млн кв. м, а число граждан, переселенных из непригодного жилья, — 530,9 тыс. В целом к 31 декабря 2023 года объем расселяемого жилья должен на 30% превысить объем выявляемого аварийного фонда.

Давайте попробуем разобраться в его ключевых положениях, большинство из которых являются весьма неоднозначными

Как сообщает канал «Юридические тонкости», этот закон предусматривает порядок комплексного развития территорий. В частности это касается и территорий жилой застройки. Программа реновации будет состоять из многоквартирных домов, относящихся к двум категориями:

1) дома, которые получили статус аварийных и подлежащих к сносу либо реконструкции (понятное дело, что здесь вопросов и быть недолжно);

Читайте также:  Отчёт по взносам на травматизм в 2023 году: памятка от ФСС

2) дома, которые не получили статус аварийных, но обладающие рядом определенных критериев, перечень которых утверждается региональными властями (вот здесь и возникают некоторые вопросы).

Внимательно прочитав закон, мы может ознакомиться там лишь с общими требованиями, на которые все регионы РФ должны ссылаться при выведении этих критериев.

Например, если:

  • физический износ фундамента, крыши и стен строения превышает допустимую степень по региону;
  • дома были построены ещё ещё тогда, когда осуществлялась индустриальная жилая застройка по типовому проекту, с использованием типовых изделий стен и перекрытий;
  • дом имеет ограниченно работоспособное техническое состояние;
  • в доме нет централизованной системы инженерно-технического обеспечения.

Другими словами, программа обязательного расселения может коснуться не только аварийных многоэтажек, но и любых других, признанных устаревшими. Многое будет зависеть от того, какие критерии будут разработаны непосредственно на местах.

Стоит отметить, что за основу могут взяться не все перечисленные критерии, а лишь один или несколько. Сами жители, чтобы добиться включения их дома в программу комплексного развития территории, могут провести собрание собственников.

Программа расселения ветхого и аварийного жилья на 2021 год

Переселение из аварийного жилья после 2021 года будет происходить по новым правилам и законам, которые вряд ли понравятся жителям ветхих домов. В настоящее время ветхие дома расселяются за счет бюджетных средств, что позволяет собственникам, вне зависимости от их дохода, гарантированно получить новую жилую площадь совершенно бесплатно. Однако изменения в законе о переселении не коснуться частей, в которых оговаривается какое помещение, признается аварийным.

После окончания 2021 года текущая государственная программа переселения перестанет существовать в нынешнем виде. Если, в 2021 году семьи, которые подлежат переселению из аварийного жилья, переселяются полностью за счет государства, то с 2021 года, они будут частичного оплачивать новое жилое помещение.

Существует специальная очередь, порядок расселения аварийного жилья, обоснованная процентным соотношением степени аварийности, в первые строчки которой попадают строения с высоким уровнем износа. Для контроля реализации программы и соблюдения условий выселения собственников из принадлежащего им аварийного жилья государством сформированы контролирующие органы.

Важно знать о своих правах при расселении. Обращаясь в юридическую компанию к специалистам, можно узнать, как получить адекватную цену или даже завышенную при оценке старой недвижимости, и как получить новую квартиру с улучшенными условиями.

  • его стены или фундамент деформированы;
  • он находится в зоне схода лавин или затопления;
  • он находится на грани обрушения;
  • его несущая способность нарушена вследствие стихийных бедствий, пожаров и т.д.;
  • он разрушен из-за техногенной катастрофы.

Согласно законодательству, которое регулирует действие программы, непригодным для проживания считаются здания, износ которых составляет не меньше 70 %. Объект признают аварийным или ветхим по решению Межведомственной комиссии.

В ближайшие годы решено вести два процесса параллельно. С одной стороны, будут расселять аварийные дома. С другой — государство повышает контроль за тем, как в регионах исполняется программа капитального ремонта. Взносы на капремонт с жителей собираются, деньги должны максимально расходоваться на ремонт зданий, который продлит срок их жизни.

Разумеется, верить этим цифрам можно не всегда. Прекрасно известно, как чиновники могут упорно не признавать аварийным дом, который едва ли не готов рассыпаться. С другой стороны, это только подтверждает — аварийного жилья в стране может быть еще больше, чем это видит статистика.

Финансирование, предусмотренное на реализацию программы расселения аварийного жилья, в паспорте нацпроекта «Жилье и городская среда» распределено до 2024 года по нарастающей. С 2019-го по 2021 год из федерального бюджета ежегодно выделяется по 35,4 млрд рублей. С 2022-го по 2023-й на эти цели запланировано по 111 млрд рублей в год, а в 2024 году — 103,6 млрд рублей. Общее финансирование проекта превышает 500 млрд рублей, из них более 430 млрд — из федеральной казны. До конца 2024 года 530 тыс. человек должны быть переселены из 9,5 млн кв. м аварийного жилья, сообщили «Известиям» в Минстрое.

Однако для выполнения планов до 2023 года требуется дополнительное финансирование. Об этом говорится в письме Министерства строительства и ЖКХ о ходе реализации нацпроекта, направленном в адрес Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (копия документа есть у «Известий»).

Ведомство для решения проблемы предлагает распределить финансирование программы равномерно с 2021-го — по 90,28 млрд в год, говорится в письме. Это позволит ускорить расселение аварийного жилья, считают в министерстве. Мера даст возможность не только выполнить план, но и перевыполнить его: в 2021-м — в 2,1 раза, в 2022-м — в 1,6 раза.

О1

Фото: ТАСС/Егор Алеев

Предложения «по источнику финансового обеспечения перераспределения бюджетных ассигнований» Минстрой направил в Минфин на согласование, говорится в письме. Там «Известиям» на запрос на момент публикации не ответили.

В Минстрое «Известиям» пояснили, что в настоящий момент предложения ведомства находятся на рассмотрении правительства.

Сейчас в стране расселяются дома, признанные аварийными до 1 января 2020 года, напомнил эксперт площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук. Распределение финансирования программы равномерно по годам разумно, считает депутат Госдумы, член комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Илья Осипов.

— Мы говорили об этом еще год назад. Это было бы разумно, поскольку в первую очередь это помощь людям. Дома были признаны аварийными еще до 2020 года — значит, граждане уже несколько лет ждут переселения. Логично было бы сделать это в ближайшие годы, а не дожидаться 2024-го, — сказал парламентарий «Известиям».

По мнению исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, такое распределение бюджета позволит регионам более равномерно планировать программы расселения аварийного жилья, а также ускорить переселение граждан.

О3

Фото: ТАСС/Артем Ленц

— Эта мера позволит упростить решение проблемы в долгосрочной перспективе, а также расселять больше домов в ближайшие годы, — отметила она.

Равномерное распределение средств, безусловно, поможет в скором времени решить квартирный вопрос тем, кто нуждается в расселении, а также позволит оказать поддержку строительной отрасли в кризисное время, считает управляющий партнер, акционер ГК «Основа» Олег Колченко.

— В ближайшие годы объем строительства и ввода коммерческого жилья снизится. Девелоперы в этому году откажутся от вывода на рынок новых проектов, и в этих условиях дополнительная загрузка строительных мощностей за счет госзаказа — хороший шаг, — объяснил он.

Причем выполнение госзаказов позволит загрузить работой не только девелоперов, но и компании смежных сфер — подрядные организации, производителей стройматериалов, металлургов, транспортные компании, которые будут активно конкурировать за такие заказы, считает Олег Колченко.

— В целях поддержки строительной отрасли в условиях экономического спада из-за пандемии программа расселения аварийного жилого фонда может быть ускорена. Такие планы действительно есть, — сказал «Известиям» член комиссии Госдумы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства Александр Якубовский.

Читайте также:  Где оформить российское гражданство в Воронеже в 2021 году

О4

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

С учетом увеличения авансирования по госзаказам как одной из мер господдержки строительной отрасли, ускорение программы по расселению аварийного жилья способно еще более эффективно поддержать отрасль, высказал мнение парламентарий.

Порядок расселения из ветхого жилья и необходимые документы

В соответствии Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года для

того, чтобы признать жилье ветхим и принять соответствующее решение о переселении из него жильцов, на местном или региональном уровне создается межведомственная комиссия.

Обращаясь в эту комиссию, арендодатель или собственник помещения должен написать заявление о признании жилья непригодным для дальнейшего проживания.

Альтернативным способом обращения в такую комиссию является заключение органа, правомочного осуществлять контроль и надзор за состояние жилых помещений и об их несоответствии установленным законом нормам.

Помимо заявления комиссии предоставляются следующие документы:

  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
  • экспертная оценка жилья (в случае необходимости признать жилье аварийным и подлежащим сносу);
  • проект реконструкции помещения (в случае переоформления нежилого помещения в жилое);
  • иные документы.

Заявление можно подать удаленно через сайт государственных услуг, МФЦ, посредством почтовой связи или лично.

После предоставления пакета документов и заявления комиссией в срок до 30 дней проводится их анализ и принимается решение о необходимых дополнительных проверках дома или квартиры.

Анализ заключается в следующем:

  1. Осуществляется тщательная проверка приложенных документов и заявления.
  2. Определяется необходимость в предъявлении дополнительной документации.
  3. Устанавливается экспертный состав комиссии и оценивается ее работа.
  4. Составляется документ (акт) обследования жилого помещения и итоговое заключение.
  5. Выносится окончательное решение.

Комиссия принимает одно из следующих решений:

  • помещение нуждается в капитальном ремонте;
  • жилье признается аварийным и подлежит сносу;
  • помещение пригодно для проживания;
  • жилье нуждается реконструкции или перепланировке;
  • дом признан аварийным;
  • помещение не соответствует установленным законодательством нормам, и поэтому для проживания непригодно.

Основаниями для признания помещения непригодным для проживания являются:

  1. Помещения расположены в признанном аварийным и подлежащим сносу/реконструкции многоквартирном доме.
  2. Несоблюдение норм санитарно-эпидемиологической безопасности или их существенное превышение на территории расположения дома.
  3. Наличие серьезных повреждений жилого объекта в результате землетрясения, взрывов или пожаров, при которых восстановительные работы становятся нецелесообразными и экономически невыгодными.
  4. Расположение жилья в зоне схода оползней и иных возможных природных катаклизмов с условием невозможности предотвращения разрушений инженерными методами.
  5. Помещения имеют надо собой расположенные устройства для промывания мусоропровода.
  6. Расположение жилья в районе потенциальных разрушений в случае техногенных аварий и на территориях прилегания к воздушным линиям электропередачи переменного тока с высоким уровнем напряжения и индукции;
  7. Наличие уровня шума выше допустимых норм при выходе окно на крупные магистрали.

После рассмотрения поданного жильцами заявления комиссией составляется заключение в 3-х экземплярах. При этом может быть вынесено решение о непригодности жилого помещения для проживания и переселении жителей. На основании такого решения будет издано распоряжение исполнительного государственного органа, в котором необходимо прописать конкретный порядок переселения граждан.

При подаче заявления через почту или сервис госуслуг, комиссия в срок до 5-ти дней с даты принятия соответствующего решения направляет его заявителю, арендатору или соответствующему государственному органу.

Порядок и сам процесс переселения из ветхого жилья прямым образом зависит от его принадлежности к определенной категории: государственный жилой фонд, частный или муниципальный.

Срок сноса дома и отселения жильцов определен администрацией неразумно. Можно ли оспорить?

Наш дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако, органом местного самоуправления издано распоряжение, согласно которому, срок сноса определен только через 2 года? Правомерно ли это, учитывая, что стены в доме могут обрушиться в любой момент, можно ли обратиться в суд?

Ответ:

Решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке.

  • Нетрудно заметить, что сам по себе факт признания дома аварийным и подлежащим сносу, как правило, уже означает, что помещения, находящиеся в данном доме, в котором проживают граждане, представляют опасность для жизни и здоровья человека.
  • Если срок сноса и расселения граждан, указанный в решении (распоряжении) органа местного самоуправления не является разумным, проживание в данном доме является опасным для жизни, граждане вправе обратиться в суд с иском об обязании органа местного самоуправления предоставить иное, пригодное для проживания жилое помещение.
  • На аналогичный вопрос в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 года (Утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года) есть следующий ответ.

«Вопрос 3: Возможно ли решением суда обязать орган местного самоуправления предоставить жилье гражданам, проживающим в жилом помещении по договору социального найма, которое находится в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, если будет установлено, что проживание в нем невозможно (опасно) на момент рассмотрения дела, а установленный срок сноса не отвечает требованиям разумности? Может ли суд при рассмотрении дела установить срок сноса дома, либо определение этого срока является исключительной компетенцией органа местного самоуправления и судом этот срок отменен или изменен быть не может?

Ответ: В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г.

N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

  1. В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
  2. В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
  3. Порядок оспаривания соответствующих решений установлен главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
  4. Следовательно, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.
  5. Однако при рассмотрении заявленных требований следует исходить из того, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:
  6. — нарушены права и свободы гражданина;
  7. — созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
  8. — на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
  9. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
  10. Вместе с тем если при рассмотре��ии дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ)».

Толкование норм закона высокой судебной инстанцией очень актуально, так как по статистике подобных исков немало по всей стране. Один из них — иск жительницы Якутска к городским чиновникам. В суде гражданка потребовала от местной администрации предоставить ей в собственность жилье взамен того, что идет под снос. Истица рассказала, что многоквартирный дом, в котором она живет, распоряжением администрации города признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Но то жилье, что ей предложили, ее не устраивает. В ответ на иск в суде чиновники рассказали, что администрация просто приняла решение изъятия квартиры истицы, так как все сроки расселения прошли, а женщина не переезжает. Выход, на их взгляд, — выселить. Истица же была уверена, что ей должны выделить «равнозначное занимаемому благоустроенное жилое помещение».

Но городской суд Якутска принял решение не в пользу жительницы аварийного жилья и в иске отказал. Судебная коллегия Верховного суда республики поддержала коллег. Пришлось истице обращаться в Верховный суд РФ.

В Верховном суде РФ спор изучили и с доводами гражданки согласились, так как, по мнению высокой инстанции, в деле «имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений». Нарушения Верховный суд РФ нашел в решениях и городского суда, и в апелляции.

Вот что увидел в материалах дела Верховный суд. Наша героиня купила квартиру в доме в 2014 году. За несколько лет до этого здание было признано аварийным и попало в республиканскую программу переселения. Вместе с истицей в квартире была зарегистрирована ее дочь.

В документах суда есть распоряжение администрации города о выделении гражданке квартиры, куда она должна была переселиться. Это жилье давалось взамен «подлежащего изъятию для муниципальных нужд» квадратных метров в аварийном доме. Но истица не согласилась переселяться в предложенное жилье. И захотела другую квартиру, оговорив, что жилье хочет «без дополнительной платы». Городской суд, отказывая истице, исходил из того, что предоставление собственникам жилья взамен изымаемого «допускается только по соглашению с органом местного самоуправления». А такое соглашение «достигнуто не было», так как гражданка от предложенного помещения отказалась. Апелляция с формулировкой отказа согласилась. А вот Верховный суд РФ оказался не согласен.

Сначала Верховный суд РФ напомнил жилищные права собственника в доме, который признан аварийным. Об этих правах написано в статье 32 Жилищного кодекса. И там сказано следующее — в случае, когда собственник жилья в аварийном доме «не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором стоит аварийный дом, для муниципальных нужд и соответственно об изъятии каждой квартиры в доме».

Возмещение за аварийное жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником.

Верховный суд РФ процитировал еще раз статью 32 Жилищного кодекса, в которой сказано — принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилье. Это опять Жилищный кодекс, статья 32.

Если жилой дом, признанный аварийным, включен в региональную программу по переселению, то собственник жилья в таком доме по закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом, подчеркивает Верховный суд РФ, собственник имеет право выбора любого из этих способов обеспечения его жилищных прав.

Вывод из всего сказанного Верховным судом РФ такой — наша истица по своему выбору имеет право требовать либо выкупа своего помещения, либо предоставления ей другого жилья в собственность. Истица правильно известила администрацию города, что выбрала способ реализации своих жилищных прав, требуя предоставить другое жилье в собственность. От предложенного жилья гражданка отказалась. Но вот что важно: этот отказ не является отказом от выбранного гражданкой способа реализации жилищных прав «в виде предоставления другого жилья в собственность».

И вот что еще напомнил коллегам Верховный суд: вступил в законную силу отказ Якутского городского суда на иск администрации — принудительно переселить нашу героиню в то жилье, которое предложила администрация.

Вывод: по Закону «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» у местной администрации «имеется обязанность» предоставить истице в собственность другое равнозначное благоустроенное жилье. Но местные суды при вынесении решения об отказе гражданке в иске эти положения закона не применили, хотя они «подлежали применению».

И еще, в нарушение 196 статьи Гражданского кодекса якутские суды «ошибочно исследовали вопрос о наличии (отсутствии) оснований для внеочередного обеспечения истицы жильем по правилам 57-й статьи Жилищного кодекса, поскольку таких требований истица не заявляла».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *