Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводится аудит бухгалтерской отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.
Какие компании должны проходить аудит обязательно
Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.
Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:
- компании с организационно-правовой формой ОАО;
- компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
- фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
- компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.
Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».
Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.
Методы аудиторской деятельности
Они представлены комплексом способов, правил и стандартов, которые позволяют изучить данные о реальном состоянии предприятия, определить имеющиеся нарушения в финансовой отчётности и составить заключение, которое поможет руководству принять то или иное решение.
Название метода проверки | Его описание |
Сплошной | Предусматривает детальное изучение первичной бухгалтерии, отчётности, регистров синтетического и аналитического учёта, их сопоставление, анализ на соответствие. |
Выборочный | Предусматривает изучение определённого «участка» документации, выбранного согласно стандартам аудиторской деятельности. |
Документальный | Предусматривает изучение бухгалтерской документации или налоговой отчётности, доступен без выезда на объект. |
Фактический | Направлен на проведение анализа доказательств, которые были получены в процессе аудиторской проверки. |
Комбинированный | Направлен на анализ направлений деятельности с высокими рисками. Задействованы элементы сплошной и выборочной методик. |
Условия осуществления аудиторских проверок
Меры аудита всегда принимаются в комплексе и определённой последовательности. Состоит он из следующих этапов:
- Планирование и организация процесса, во время которых происходит обсуждение условий сотрудничества с заказчиком, заключение договора на проведение работ, изучение аудитором специфики работы предприятия и разработка тактики действий;
- Сбор и анализ имеющейся информации, направленные на поиск доказательств и аудит контрольных средств. Регистрация данных при этом происходит с задействованием методов, упомянутых выше (выборочный, сплошной, комбинированный, документальный);
- Подведение итогов, которое предусматривает систематизацию полученных данных, составление отчёта и независимого заключения, которые передаются руководству компании, её собственнику или инвесторам в зависимости от того, кто из них является заказчиком.
Что такое аудиторская проверка и ее виды
Аудиторская проверка — это процедура выполнения независимой сторонней оценки сведений финансово-экономической деятельности компании, источником которой служат данные, содержащиеся в бухгалтерских документах субъекта бизнеса.
Аудит бухгалтерской финансовой отчетности выполняется в несколько этапов. Сначала ответственные лица выполняют сбор информации, затем проводят ее всесторонний анализ, после чего дают свою оценку. Главным результатом аудиторской проверки является выражения мнения, насколько данным из итоговой бухгалтерской отчетности организации можно верить.
Внимание! Логическим итогом проверки является аудиторское заключение. Это документ, который содержит итоговый результат процедуры — мнение о достоверности сведений в отчете, либо нет.
На основе того, кто определяет необходимость выполнить аудит, его можно разделить на несколько видов:
- Обязательный аудит. Его проводят ежегодно на основании требований, закрепленных в законе. Кроме этого, проведение обязательного аудита может обуславливаться вынесенным решением судебного органа. Такого рода проверка может выполняться только компаниями, которые имеют аккредитацию на выполнение указанной процедуры. Во время выполнения процедуры аудита, ответственные лица придерживаются установленных для этого случая стандартов.
- Инициативный аудит. Его выполняют на основании желания администрации компании. Его объем также устанавливается руководством. Обычно, целью инициативного аудита является оказание консультационных услуг в области бухгалтерского учета.
Основной целью кадрового аудита является определение всех потенциально возможных рисков, затрагивающих трудовую сферу деятельности предприятия, а также решение и предотвращение трудовых споров, конфликтных ситуаций и претензий со стороны государственных органов. В процессе проверки кадров на предприятии, как правило, выполняются следующие действия:
- ревизия предприятия на наличие всех предусмотренных законодательством видов документации;
- экспертиза имеющейся документации на соответствие нормам законодательства;
- анализ сегментов деятельности, имеющих повышенных риск (например, правильность трудового оформления иностранцев).
Процедура кадрового аудита на предприятии предполагает несколько этапов:
- издание приказа с указанием цели, задач, сроков и ответственных лиц;
- создание специальной комиссии или приглашение сторонних аудиторов;
- определение списка всей необходимой для проверки документации;
- выполнение изучения документации и составление отчета о полученных результатах.
Результатом кадрового аудита является заключение, в котором отображается имеющаяся на предприятии картина ведения кадрового учета и оформления трудовых договоров.
Ответственность за непроведение
Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.
Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.
Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.
Инициатор штрафа | Причина | Статья | Штраф |
ФНС | При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). | Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ | От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц. |
Росстат | Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. | 19.7 КоАП РФ | От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц. |
Банк России | В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. | Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ | От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей. |
Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.
Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.
Комплексный аудит и его преимущества
Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.
Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:
- своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
- оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
- получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
- работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.
Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.
В зависимости от поставленных задач аудиторская проверка бывает двух типов:
- Обязательная. Периодичность такого контроля — один раз в год. В процессе проверки аудиторы четко придерживаются действующего законодательства. В роли исполнителей выступают только аудиторские компании, а сам процесс находится под контролем государственных органов или выполняется на базе решения судебных органов.
- Добровольная (еще одно название — инициативная). Главное отличие в том, что контроль отчетности организации (финансовой и бухгалтерской) осуществляется по заказу владельца. Задача хозяина компании заключается в том, чтобы убедиться в правильности ведения документов, а также оценить финансовые риски. Привлечение аудиторской компании позволяет избежать штрафов со стороны ФНС и других контролирующих органов. Главная сложность заключается в выборе аудиторской компании или частника, оказывающего такие виды услуг. В процессе поиска стоит ориентироваться на профессионализм, отзывы, репутацию, время деятельности и другие факторы. Кроме того, причиной аудиторской проверки часто является назначение нового хозяина.
К главным целям аудита в компании стоит отнести:
- Проверка и подтверждение корректности сведений, отраженных в бухгалтерской отчетности организации.
- Выявление нарушений с последующим указанием на них (в случае необходимости они могут быть устранены).
- Получение правдивых сведений о деятельности компании, а также состоянии бухучета, составления документации.
Как только проверка завершена, проверяемое лицо (руководитель компании) получает следующие бумаги:
- Заключение (если речь идет об обязательной проверке).
- Отчет. В документе указываются рекомендации и выводы специалистов в отношении будущих действий по улучшению деятельности компании и учета. Отчет, как правило, выдается при добровольном аудите, а также проведении других проверок.
Стоит отметить, что аудиторская проверка условно делится на два вида:
- Внешняя — проводится по факту заблаговременного принятия решения между руководителем компании и проверяющей фирмой. Такая проверка относится к категории независимого контроля и помогает выявить реальные проблемы в финансовой и бухгалтерской отчетности.
- Внутренняя — комплекс мероприятий по проверке документации, которые возлагаются на плечи персонала предприятия. Иными словами, работа проводится с привлечением внутренних резервов организации. Целью является контроль деятельности, улучшение финансовых и хозяйственных показателей, а также получение советов по улучшению процессов управления.
Кто должен проводить обязательный аудит
Список субъектов хозяйствования, для каких выполнение аудиторской проверки является обязательной процедурой, устанавливается на законодательном уровне.
Законом закреплены критерии, в соответствии с какими, если субъект попадает под них, должен направить свою отчетность для оценки в экспертную организацию.
Аудит нужно выполнять ежегодно следующим субъектам:
- Организационно-производственная форма — акционерные общества
- Вид экономической деятельности — страховые, кредитные, клиринговые компании, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общества взаимного страхования, организатор торговли, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды и т. д.
- Статус ценных бумаг — если ценные бумаги фирмы находятся на рынке ценных бумаг.
- Объем выручки субъекта хозяйствования — важным критерием является объем годового дохода, который получает фирма. Если он превышает 400,00 млн. рублей, то фирма обязана выполнять аудит финансовой отчетности.
- Размер валюты баланса на завершение года — если имущество компании свыше 60 млн. рублей, то субъект должен выполнять аудит в обязательном порядке.
- Раскрытие годовой сводной отчетности — если предприятие осуществляет раскрытие или публикацию сводной отчетности за год.
Аудиторское заключение
Аудиторское заключение — это специальный документ, который фиксирует выводы аудитора о правильности финансовой отчетности компании, а также ведется ли бухучет в ней согласно всем установленным нормам.
Форма и состав заключения полностью сформулированы федеральным стандартом №6 по аудиту.
Каждое заключение должно иметь:
- Название документа;
- Кому направляется оформленный документ — обычно им является собственник проверяемого субъекта, совет директоров и т. д.
- Данные об аудиторе — здесь необходимо показать наименование аудиторской компании, реквизиты правоустанавливающих документов и т. д.
- Данные о проверяемом лице — здесь необходимо указать сведения о компании, которая проверяется, ее наименование, расположение, регистрационные данные.
- Введение — здесь указывается за какой промежуток представлена отчетность, ее состав, за что отвечает каждая сторона.
- Часть, в какой проставлен объем аудита;
- Мнение аудитора об отчетности — здесь указывается степень достоверности проверенных документов;
- Дата и подпись аудитора.
Положение устанавливает два мнения, какое может сформулировать аудитор — безоговорочно положительное, либо модифицированное.
Безоговорочно положительное выносится в ситуации, в которой аудитор выполнил исследование в полном объеме, и составленная компанией отчетность полностью соответствует текущему положению дел на предприятии.
В закрепленных ситуациях аудитор наделен правом не выносить безоговорочно положительное решение:
- Аудитору чинили ограничения в работе;
- Аудитор не согласен с оформленной учетной политикой, ее использованием или адекватностью указания данных в отчетности.
В таких ситуациях аудитором оформляется модифицированное заключение.
Такой вывод разделяется на несколько видов:
- Не оказывающее влияние на достоверность отчетности;
- С оговоркой (когда нельзя вынести положительное мнение, но в то же время нет оснований для отрицательного, либо отказа от выражения мнения);
- С отказом вынести мнение — если при выполнении проверки аудитор не смог собрать в нужном количестве доказательств для какого-либо определенного мнения;
- Отрицательное — если представленная отчетность недостоверно показывает текущее состояние субъекта бизнеса.
Кто проводит аудит и его стоимость
Осуществлять аудит как в обязательном, так и в добровольном порядке имеют право аудиторы, работающие самостоятельно, и аудиторские фирмы.
Однако, законодательно закрепляются случаи, когда аудит должны проводить только аудиторские организации.
К ним относятся случаи, когда проверяемый субъект является:
- Страховой компанией.
- Кредитной организацией.
- Негосударственным пенсионным фондом.
- Организацией, ценные бумаги которой обращаются на организованных биржах.
- Государственным предприятием и корпорацией.
- На предприятиях, где участие в уставном капитале государства представлено более 25%.
Кроме этого существует требование, что к осуществлению аудита допускаются аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы, которые являются членами СРО аудиторов.
Внимание! Также определяется ряд ограничений, при наличии которых аудиторские фирмы или аудиторы должны отказаться от участия в проверке.
К ним относятся:
- Работники, руководство или собственники аудиторской компании являются учредителями или владельцами проверяемой организации.
- Работники, руководство или собственники аудиторской компании занимают должности в проверяемом предприятии, в обязанности которых входит организация и ведение учета.
- Работники, руководство или собственники аудиторской компании состоят в родстве с сотрудниками проверяемого предприятия, которые отвечают за организацию и ведение учета.
- Если проверяемая компания является одним из собственников аудиторской фирмы.
- Проверяемая компания является дочерней фирмой аудиторской организации, проводящей аудит.
- У проверяемой и аудиторской фирм существуют общие учредители.
- Если кто-то из работников аудиторской компании в проверяемой фирме в ближайшие три года осуществлял ведение учета.
- Компания, в которой осуществляется проверка, является страховой, и у аудиторской фирмы с ней заключен договор на страхование ответственности.
Чтобы определить стоимость проводимого аудита, нужно принять во внимание целый ряд показателей:
- Тип осуществляемого аудита.
- Задачи, которые поставлены перед аудитором.
- Размер осуществляемой деятельности, проверяемой компанией.
- Качество осуществляемого на предприятии бухучета и существующая система документооборота.
Если руководство компании или иной заказчик ставит довольно широкий спектр задач, которые должен выполнить аудитор, то нужно быть готовым к тому, что и стоимость оказанных услуг будет высока.
Внимание! Например, в Москве если фирме нужно провести обязательный аудит, то она должна быть готова потратить от 60000 рублей. При инициативном аудите — от 70000 рублей, для аудита строительной организации стоимость аудита будет отсчитываться от 90000 рублей.
Так как в субъектах страны различные условия осуществления деятельности, то стоимость услуг аудиторской фирмы может достаточно отличаться друг от друга по регионам.
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
В зависимости от вида аудита список документов для проверки может различаться:
- При обязательном анализе оценке достоверности подлежит вся бухгалтерская отчётность и финансовая документация. Отказать специалисту нельзя. Если не предоставить ему документы, то в зависимости от их существенности проверяющий может отказаться от проверки. В случае потери документации решение аудитора зависит от ее важности. При отказе от составления заключения достоверность отчётности подтверждена не будет, внутренние и внешние пользователи информации могут решить, что организация скрывает некоторые детали бухгалтерии.
- При добровольном аудите контроль проводится только по тем вопросам, которые оговорены в договоре и письме-обязательстве. Например, может оцениваться только учёт кассовых операций, расчётов с бюджетом или покупателями и заказчиками, основных средств, нематериальных или оборотных активов. В таком случае специалист запросит все документы, касающиеся оговорённых отдельных областей и выразит мнение только относительно их.
Виды аудита:
– по отношению к пользователям : внешний (проводится аудиторскими фирмами), внутренний (проводится штатными аудиторами);
– по характеру заказа : инициированный (по решению руководства), обязательный (проводится согласно ФЗ);
– по объектам аудита : общий, банковский, страховой, государственный и пр.;
– по назначению : аудит финансовой отчетности (оценка достоверности); аудит на соответствие нормам закона, налоговый, специальный (экологический, операционный и др.);
– по времени осуществления : первоначальный, повторяющийся, оперативный ;
– по характеру проверки : подтверждающий (проверка почти каждой хозяйствующей организации); системно-ориентированный ; базирующийся на риске (углубленная проверка с высоким риском).
Аудиторы и аудиторские фирмы помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.
Сопутствующие аудиту услуги можно разделить на две группы .
К первой группе относятся услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.
Ко второй группе относятся услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.
Сопутствующие аудиту услуги подразделяются также на:
А) услуги действия (услуги по созданию документов);
Б) услуги контроля (услуги по проверке документов);
В) информационные услуги (услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т. д.).
Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.
Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:
1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение Федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов;
3) ведение Государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ;
5) иные предусмотренные федеральным законом функции.
Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе:
1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2) рассматривает проекты Федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
3) одобряет порядок разработки проектов Федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также Кодекс профессиональной этики аудиторов;
4) оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
5) вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
6) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
7) осуществляет иные функции для поддержания профессионального уровня аудиторской деятельности.