Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автотюнинг: как законно улучшить машину». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если не провести официальную регистрацию автомобиля после тюнинга, то вам грозит выплата штрафа. В первый раз собственник автомобиля должен оплатить сумму в размере 500 рублей, для юридических лиц 30 000 рублей. За повторное нарушение закона нужно оплатить уже пять тысяч рублей физическому лицу или даже лишиться водительских прав на срок около двух месяцев соответственно. Инспектор выписывает вам документ, по которому вы должны в короткий срок полностью снять все изменения – на данную процедуру дается около 10 дней. Можно не снимать тюнинг, а просто пройти регистрацию, здесь уже каждый выбирает удобный для него способ. Если не последовать предписанию, сотрудник ГИБДД снимает с регистрации машину, и она отправляется на стоянку.
Необходимые документы
Чтобы получить разрешение на регистрацию измененного автомобиля нужно принести в ГИБДД документы:
- Заявление на получение разрешения;
- Паспорт собственника или любой другой документ-удостоверение личности;
- Лабораторное заключение о возможности и безопасности внесенных изменений в транспортное средство.
После получения государственным органом всех нужных документов, ГИБДД выдает либо разрешение на внесенные изменения, либо отказ. Далее проводится тюнинг и автомобиль привозят еще раз в ГИБДД, уже в измененном виде, для полного осмотра сотрудниками.
Для этого нужно подать документы:
- Паспорт собственника или любой другой документ-удостоверение личности;
- Лабораторное заключение о внесенных изменениях в транспортное средство;
- Если было произведено изменение питания автомобиля и переключение его на газовое оборудование, то нужно предоставить декларацию о данном процессе.
- Чеки об оплате госпошлины, обязательно нужно сделать копии.
- Разрешение от ГИБДД на изменения.
Может ли инспектор на дороге оштрафовать за тюнинг?
В случае остановки и проверки на дороге каждому автовладельцу важно понимать, что в зависимости от объемов проведенных работ, соответствие автомобиля требованиям ГОСТов и техрегламента может проверяться и устанавливаться как на дороге самими сотрудниками ГИБДД (с применением оборудования, которым может являться рулетка, угломер, прибор для проверки эффективности работы тормозной системы в дорожных условиях, штангенциркуль с линейкой), так и путем принудительного препровождения автомобиля в стационарные пункты проверки — там автомобиль пройдет испытания на универсальных роликовых и площадочных стендах.
При попытке привлечения до 1 июля 2021 года к административной ответственности за нарушения требований постановления правительства РФ №413 без проведения специальных, предусмотренных ГОСТом 33670–2015 экспертиз и испытаний для оценки соответствия, необходимо обжаловать решения ГИБДД в прокуратуре и в суде.
советует адвокат.
Преимущества и недостатки ГБО
Плюсы газобаллонного оборудования:
- Безопасность для окружающей среды по сравнению с другими видами топлива. Газ полностью сгорает в двигателе, не загрязняя атмосферу.
- Можно использовать одновременно с бензином. Это позволяет выбирать любое горючее для авто.
- Улучшение характеристик мотора. При применении газа двигатель тише работает, повышается его производительность.
- Низкая цена. Газ дешевле бензина, другого топлива.
- Не загрязняет цилиндропоршневую систему ТС. Это увеличивает его эксплуатационный период.
Минусы:
- Требуется переоборудование автомобиля.
- Нужно проходить регистрацию в ГИБДД, другом уполномоченном органе. После этого водитель должен поменять документацию на ТС.
- На некоторых участках стоянки нельзя поставить машину с ГБО.
- Увеличивается масса авто.
- Требуется частое прохождение технического осмотра. Процедуру проводят 1 раз в 6 месяцев.
- Высокая цена монтажа емкостей.
- Необходимо регулярное обслуживание.
- Зимой для прогревания машины все равно потребуется бензин.
Как переоборудовать транспорт по Закону?
Чтобы за «оттюнингованное» транспортное средство не пришлось уплачивать штраф, нужно получить соответствующее разрешение на внесение определенных изменений в транспортное средство.
Так, переоборудование транспортного средства требует прохождения двух этапов:
- Предварительная проверка в Госавтоинспекции;
- Проверка после переоборудования;
Разберем каждый пункт по отдельности.
После того, как автовладелец решил произвести переоборудование транспортного средства, он должен:
- Явиться в ГИБДД и подать заявление на осуществление предварительной проверки транспортного средства. При этом будут проверены все характеристики транспортного средства;
Образец заявления можно найти в интернете или получить в отделении Госавтоинспекции, в котором будет подаваться заявление.
- Вместе с заявлением в ГИБДД сдается следующий перечень документов: ксерокопия паспорта технического средства, документ с оборудованием, которое будет установлено на ТС (с приложением изображения), регистрационный документ транспортного средства.
- Инспектор ГИБДД сообщит о сроках рассмотрения заявления и после произойдет одобрит или откажет производить заявленное переоборудование транспортного средства;
Если переоборудование транспортного средства не ободрили, подавать его повторно и надеяться на положительный исход не стоит.
Оплатить штраф онлайн:
Если же внесение изменений ободрили, то водителю нужно приступать к непосредственному переоборудованию. По Закону, делается это не в гараже, а в специальном выдадут документ, подтверждающий законность и безопасность внесенных изменений. После этого водитель должен:
- Отправить ТС на технический осмотр. После получить результаты диагностики. Делается это для проверки безопасности транспорта после совершенного переоборудования;
- После этого, с результатами диагностики, а также ксерокопиями всех документов установленных оборудований и снимками ТС «до/после» нужно отправляться в ГИБДД. Сотрудники службы проведут повторную проверку транспортного средства;
- Если проверка пройдет успешно, водитель получит специальное свидетельство
Какой штраф за тюнинг авто
Многих водителей интересует вопрос о том, как определить какие действия приводят к изменению конструкции ТС. Ведь любой тюнинг, даже непреднамеренный, может повлечь штраф за внесение изменений в конструкции автомобиля в 2020 году. Ответ лежит в эксплуатационной документации, которую утверждает завод-изготовитель для каждой модели своего автомобиля. В ней указаны все требования, предъявленные к визуальным и техническим параметрам как к отдельной детали, так и ко всему ТС в целом.
Установка любой детали или узла, не соответствующего требованиям эксплуатационной документации, или изменение самого конструкционного каркаса механического ТС, влечет нарушение характеристик ТС и может стать причиной возникновения ДТП. Именно поэтому такие модернизации необходимо проверять на соответствие уровню безопасности, и при положительном результате экспертизы сертифицировать и декларировать их. Стоит отметить, что изменения могут быть как внешними, что и является основной причиной остановки и проверки документов сотрудниками ГИБДД, так и невидимыми на первый взгляд.
Понятие и виды переоборудования
Нужно помнить, что не все изменения, внесенные в конструкцию автомобиля, должны быть обязательно оформлены в ГИБДД. Если речь идет о замене стандартных запчастей, владелец машины не обязан уведомлять об этом представителей дорожной инспекции. У каждого автомобиля есть определенная конструкция, параметры которой были разработаны на заводе и использовались во время его изготовления. Все изменения должны вноситься под контролем сотрудников службы ГИБДД, которые имеют полномочия для осуществления технического надзора.
Согласно п.7.18 Приложения к ПДД эксплуатация ТС, конструкция которых была изменена, запрещается, если водитель не успел согласовать эту процедуру в ГИБДД. В этом же пункте приведен перечень условий и неисправностей, при которых запрещено передвигаться на автомобиле.
Порядок оформления и перечень документов
Все изменения должны быть оформлены документально, для начала владельцу машины понадобится получить специальное заключение о прохождении предварительной экспертизы автомобиля. Оно выдается после прохождения проверки в специальных организациях, имеющих аккредитацию для ведения деятельности такого типа. Они представляют собой испытательные лаборатории, куда также следует предоставлять свой пакет документации.
Узнавать о том, какие именно документы потребуются, нужно в конкретной лаборатории. После получения заключения об удачном прохождении экспертизы владелец автомобиля может отправляться в пункт ГИБДД по месту регистрации и предоставить там перечень нужных документов. Они указаны в письме МВД РФ, которое датировано 25 февраля 2015 года.
Для предварительного согласования понадобится иметь на руках:
- заполненное заявление на специальном бланке, который выдается в ГИБДД;
- документ, подтверждающий личность владельца машины;
- доверенность, если автовладелец доверил прохождение процедуры другому лицу;
- паспорт и СОР на автомобиль;
- заключение, подтверждающее, что машина прошла предварительную экспертизу.
После получения этих документов сотрудники ГАИ смогут приступить к процедуре осмотра, по итогам которого вынесут решение о том, можно ли будет поменять конструкцию автомобиля. При наличии положительного решения владелец машины сможет ее переоборудовать. Чтобы получить свидетельство, ему понадобятся дополнительные документы, в том числе:
- паспорт и документ, подтверждающий, что он является собственником автомобиля;
- свидетельство о регистрации и ПТС;
- диагностическая карта;
- стандартное заявление и декларацию о количестве внесенных изменений;
- копии сертификатов на детали и оборудование.
Любые изменения в конструкции транспорта, не предусмотренные заводом изготовителем, выступающие небезопасными критериями его эксплуатации, подлежат узакониванию. И если вас не пугает минимальный штраф, размером не более пятисот рублей, то при переоборудовании в машине узловых элементов системы, опасность заключается не только в административном наказании, но и в снижении безопасности транспортного средства при эксплуатации. При планировании или осуществлении переоборудования машины, особенно важных конструкционных узлов, будьте благоразумны, руководствуйтесь не банальным желанием усовершенствовать автомобиль, а здравым смыслом, так как даже несерьёзные конструкционные вмешательства могут стать роковыми не только для вас, но и для других участников дорожного движения.
Внесение переоборудования в ТС и согласование его с ГИБДД
Для того чтобы правильно произвести переоборудование не нарушая законодательство РФ необходимо узаконить все изменения в конструкции и дизайне своего транспортного средства. При этом все действия важно производить в специализированных для этого организациях.
Это делается в несколько этапов:
- Сначала производится техническая экспертиза, предварительно перед внесением изменений. Если вы уже установили оборудование, то его следует снять на время экспертизы.
- После того как техническое заключение будет выдано, можно произвести установку оборудования и другие изменения в конструкции. Но производить это нужно ТОЛЬКО на профессиональных СТО, список которых можно найти в ГАИ вашего города, которые выдадут сертификаты на все установленные детали и элементы конструкции.
- Затем, там же проверяется безопасность изменений в конструкции. Если вы самовольно произведете тюнинг, то любой инспектор вправе вас штрафовать при каждой установке на сумму от 500 рублей.
Лучше всего производить все проверки на территории ГАИ, предварительно подав заявление на внесение изменений в ТС. Обратите внимание, что технические экспертизы и проверки безопасности, это платные процедуры, цена которых разнится в зависимости от региона.
Переоборудование автомобилей: закон и методические рекомендации
В настоящее время находится на рассмотрении проект нового Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по внесению изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации транспортных средств.
Сам текст регламента и дополнительную информацию по нему можно посмотреть на официальном сайте правительства РФ по .
Основополагающим нормативным документом, регламентирующий действия связанные с переоборудованием ТС (транспортного средства) является Федеральный закон 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ().
В п. 4 статьи 15 которого изложен основной принцип обязывающий проходить обязательную повторную сертификацию или декларирование соответствия ТС после внесения изменений в его конструкцию, а также его частей, дополнительного оборудования, принадлежностей и запчастей.
Описание закона о тюнинге авто
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» утвержден в 2011 году. Изменения, коснувшиеся переоборудования авто, были внесены в 2020.
Основное назначение Техрегламента – безопасность автомобилей. Она рассматривается в рамках дорожного движения, а также влияния, оказываемого на окружающую среду и граждан – уровень выхлопов, шумовое воздействие.
Регулируемые вопросы рассматриваются Техрегламентом по следующим разделам:
- общие положения документа;
- основные определения, используемые законом;
- правила обращения на рынке и ввода ТС в эксплуатацию;
- требования к безопасности;
- оценка соответствия предписанным нормам;
- маркировка единым знаком.
В документ включен ряд приложений, подробно рассматривающий следующие нормативы:
- перечень объектов технического регулирования;
- требования к выпускаемым транспортным средствам и их маркировке;
- ограничения по габаритам и весу;
- требования к автомобилям, уже находящимся в эксплуатации;
- требования к переоборудованию авто и типам компонентов;
- классификация колесных транспортных средств по типам и модификациям;
- перечень документов для оценки соответствия;
- формы и схемы документации.
Закон об изменении конструкции автомобиля не является отдельным правовым актом. Он рассматривается как часть общих требований, предъявляемых к эксплуатации автомобилей. Последние изменения условно можно разделить на две категории – какое переоборудование авто допускается законом и какое запрещается.
Категории водительских прав для машины с фаркопом
Категория водительских прав зависит от типа прицепа, который собирается использовать автовладелец после установки фаркопа. Езда без прицепа, дополнительной категории не требует.
Автомобиль | Масса прицепа (кг) | Общая масса (кг) | Категория |
Легковой | До 750 либо массы автомобиля | До 3500 | В |
От 750 | От 3500 | ВЕ | |
Грузовой | До 750 | — | С, С1 |
От 750 | — | СЕ | |
От 750 | До 12000 | С1Е | |
Автобус | До 750 | — | D, D1 |
От 750 | — | DE | |
От 750 | До 12000 | D1E |
Покупать тягово-сцепное устройство необходимо только у проверенных продавцов. Фаркоп обязательно должно иметь сертификат соответствия. Учитываются такие моменты, как:
- совместимость фаркопа и модели автомобиля (информация отражена в документации к устройству);
- способ крепления оборудования на кузове машины (этот момент лучше уточнить в том сервисном центре, где планируется монтаж изделия);
- характеристики ТСУ, в том числе масса, габариты, конструктивные особенности;
- соответствие свойств тягово-сцепного устройства государственным требованиям.
При выборе ТСУ необходимо обратить внимание на то, чтобы деталь не перекрывала госномер автомобиля и не создавала помех другим участникам дорожного движения.
В некоторых случаях в 2023 году монтаж фаркопа запрещен.
- На устройство нет документов.
- Оборудование закреплено на кузове не по инструкции, посредством самодельных болтов или сварки. Фиксация оборудования должна происходить только согласно инструкции и с помощью специальных крепежей.
- ТСУ излишне выходит за пределы автомобильного бампера. Следующие позади машины рискуют столкнуться с торчащими деталями.
Дмитрий Медведев утвердил правила тюнинга
Правительство утвердило правила внесений изменений в конструкцию автомобиля. С 1 июня, в частности, любители установить внедорожное оборудование на машины, перевести двигатель на газ смогут получить официальные документы и исключить проблемы с инспекторами на дорогах. При этом будет запрещено менять массу автомобиля либо устанавливать нештатный кузов. Действие документа коснется сотен тысяч автомобилистов по всей России. В течение двух месяцев ГИБДД должна будет утвердить еще два новых административных регламента.
Постановление правительства №413 (.pdf), разработанное Госавтоинспекцией, опубликовано на сайте кабинета министров. Документ содержит «правила внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств». «До настоящего времени порядок внесения изменений в конструкцию машин утвержден не был, что делало этот процесс сложным, запутанным и дорогостоящим для автовладельцев»,— пояснили в Белом доме.
О необходимости разработки подобного документа и единых правил игры власти и эксперты говорили уже несколько лет. Самым популярным изменением в конструкцию является установка газобалонного оборудования.
Автовладельцы часто ставят разного рода экспедиционный «тюнинг» на внедорожники: фаркопы, силовые бамперы, но легализацией переделок в ГИБДД мало кто занимается, потому что процедура сложная, дорогостоящая и не гарантирующая результат в виде разрешительных документов.
Ситуация обострилась в 2020 году, когда решением Госавтоинспекции был усилен контроль над различными небезопасными транспортными средствами: автобусами со спальными местами, самодельными лимузинами. Регионы получили разъяснение от главка, но инспекторы на местах его начали использовать для того, чтобы штрафовать и даже лишать регистрации владельцев внедорожников. В ряде субъектов федерации даже прошли акции протеста, в результате Госдума обратилась за помощью к премьеру Дмитрию Медведеву, а ГИБДД пообещала прописать четкие правила, чтобы тюнинг можно было спокойно легализовать и не иметь проблем с инспекторами на дорогах. На разработку документа ушло три года.
Спрос на легализацию изменений в конструкцию и тюнинга из года в год растет. Если в 2020 году ГИБДД зарегистрировала 29 тыс. изменений (из них 6,8 тыс.— перевод машин на газ), то в 2020 году — уже 166 тыс. изменений (94 тыс.— газ), в 2020 году — 307 тыс. изменений (238 тыс.— газ). Статистики за 2020 год пока нет.
Процедура легализации изменений в конструкцию будет выглядеть так. Сначала автовладелец обращается в испытательную лабораторию (соответствующую определенным требованиям), чтобы подтвердить возможность изменений в конструкцию. Лаборатория выдаст заключение предварительной технической экспертизы, с этим документом нужно будет приехать в ГИБДД. Инспектор проверит документы и даст официальное разрешение на установку оборудования или, наоборот, не разрешит этого делать.
Среди оснований для отказа — планируемое увеличение массы автомобиля (если только это не предусмотрено заводом-изготовителем), замена кузова на нештатный, установка незаводского крана для подъема груза.
На данном этапе машина в ГИБДД на осмотр не предоставляется. Если проблем не выявлено, автовладелец едет в автосервис и вносит изменения в конструкцию машины.
Если авто переводится на газ, то в сервисе нужно будет получить «декларацию производителя работ» (в остальных случаях документы из сервиса не нужны). После этого нужно снова приехать в лабораторию для оценки безопасности переделанного автомобиля, где выдадут протокол проверки. Также надо будет пройти техосмотр.
Замена внутренних деталей автомобиля
В целом такая замена законом не запрещена до тез пор, пока она проходит в рамках разумного. Так, например, запрещена замена на детали от автомобиля другой марки или конструкции. При этом при каждом изменении требуется обязательно вносить измененния в документы на автомобиль. Вот список компонентов, замена которых зпрещена или требует переоформления после установки.
- Подвеска;
- Водительское сиденье;
- Места для пассажиров;
- Бампер;
- Выхлопная труба и иные компоненты выхлопной системы;
- Аэродинамические устройства (спойлер, воздухозаборник и прочее);
- Колеса и колесные арки;
- Крылья;
- Кенгурятники и плавники.
В целом, если установка детали не расходится с ГОСТом, то вы можете смело производить переоборудование. В иных случаях вы просто не пройдете техосмотр и будете оштрафованы.