Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности охраны труда на автомобильном транспорте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время сумма, подлежащая выплате при наступлении страхового случая травматизма и, или профзаболевания на производстве, закончившегося летальным исходом, составляет 1 млн. рублей. Об этом гласит п.2 ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ. Она распределяется в равных долях между членами семьи умершего. Минтруд РФ подготовил поправки к данному закону, предполагающие увеличение суммы выплаты в таких случаях до 2 млн. рублей, а также установлении страховой выплаты, отчисляемой ежемесячно на основании временной нетрудоспособности в связи с болезнью, в размере не ниже МРОТ. При том длительность рабочего дня должна приниматься в расчет: сумма выплаты сокращается пропорционально тому, на сколько короче нормативного был рабочий день или рабочая неделя пострадавшего (в случаях, если он работал на частичной занятости). Минимальная планка держится даже в случаях, когда Страховой фонд не получил тот объем средств, который ему придется выплатить.
Как составить новые правила по охране труда с 1 января 2023 года
В компаниях, которые разрабатывают собственные правила по охране труда, руководитель может принять решение, заменить их полностью с 1 января 2023 года, то есть разработать все документы заново с учетом рекомендаций из приказа Минтруда от 29.10.2021 № 772н. Есть и новые компании, которые только начали функционировать. Если организация решила издавать свои собственные правила по охране труда, нужно сделать следующие шаги:
- Установите, для какой цели вы разрабатываете внутренние правила. Возможно, руководитель или специалист по охране труда считает, что в нормативных правовых правилах требования охраны труда слишком занижены, или их недостаточно для обеспечения безопасности.
- Определить исполнителей для разработки правил. Важно, чтобы в разработке участвовали руководители структурных подразделений, ведущие специалисты, сами работники и их представительный орган.
- Внимательно изучить отраслевые правила по охране труда, которые вы хотите улучшить. Подчеркните для себя, какие требования по охране труда вы сделаете более строгими, для того чтобы обезопасить работников. Вы не можете уменьшать требования, указанные в государственных правилах по охране труда, так как это противоречит 8 статье ТК РФ.
- Внимательно проследите, чтобы ваши дополнения не противоречили различным правилам, федеральным законам, другим нормативным правовым актам, а также коллективному договору. Локальные нормативные акты не должны при этом противоречить отраслевым правилам, утвержденным Минюстом России.
- Обязательно перед утверждением учтите мнение представительного органа. Например, направьте в профком или другой представительный орган проект правил, предложите внести свои предложения, указать на недостатки.
- Утвердите правила, согласуйте их, а после ознакомьте с ним работников под подпись.
Разделение рабочего дня на части для водителя ИП
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен работодателем на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Обновленный пункт 7 говорит о том, что рабочий день может быть разделен на части работодателем. То есть, данный абзац с 1 сентября 2022 года не будет относится к водителям-предпринимателям, которые не имеют работодателя.
Разделение рабочего дня (смены) водителя автомобиля, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющего управление автомобилем самостоятельно, допускается по решению такого водителя.
Кроме того, в пункт 7 добавлен новый абзац, который прямо говорит о том, что водитель-предприниматель может самостоятельно разделить рабочий день на части.
Особенности увеличения рабочего дня для водителей, работающих вахктовым методом
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим вахтовым методом, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Основное отличие новой редакции пункта 6 заключается в том, что с 1 сентября 2022 года в нем не используется фраза «в составе вахтовых бригад». Таким образом, новая редакция документа позволяет увеличить до 12 часов рабочее время любого водителя, работающего вахтовым методом.
Как проводят повышение квалификации водителей
Водитель относится к категории рабочих, к которым предъявляют повышенные требования к профессиональному отбору (приказ Минтранса от 15.01.2014 № 7). Его специфические знания и навыки подтверждают водительским удостоверением на право управления транспортным средством с соответствующей категорией (ст. 65 ТК).
Работодатель организует повышение квалификации водителей (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Ежегодно повышение водительского мастерства проводят только для сотрудников автотранспортных организаций, поднадзорных Минтрансу. Например, водители общественного транспорта. До того момента, как примут профессиональный стандарт, остальные организации сами определяют периодичность повышения квалификации для водителей.
С 1 сентября 2018 года действует приказ Минобрнауки от 01.03.2018 № 161, который утвердил новые программы повышения квалификации для водителей (далее — Программы повышения квалификации). Повышение квалификации водители могут проходить только в обучающих организациях дополнительного профессионального образования (ч. 2 и 6 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Организация не может самостоятельно проводить обучение, если у нее нет лицензии на образовательную деятельность в области дополнительного профессионального образования.
1.1.1. Межотраслевые Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации»* и Трудовым кодексом Российской Федерации**.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч. 1, ст. 3702.
1.1.2. Настоящие Правила распространяются на работников автотранспортных организаций (АТП), автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров (далее — организации).
Настоящие Правила распространяются на грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении перевозок автомобильным транспортом в части требований, изложенных в подразделе 2.4 настоящих Правил.
1.1.3. Работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда, правильно организовать труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации.
1.1.4. Настоящие Правила устанавливают на территории Российской Федерации требования по охране труда, обязательные для исполнения при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом, при эксплуатации автотранспортных средств (АТС), производственных территорий и помещений. Правила определяют также мероприятия по предупреждению воздействия опасных и вредных производственных факторов на работников.
1.1.5. На основании настоящих Правил работодатель разрабатывает инструкции по охране труда для работников соответствующих профессий.
1.1.6. В организациях помимо настоящих Правил должны выполняться государственные нормативные требования охраны труда, установленные нормативными актами Госгортехнадзора России, Госстандарта России, Госстроя России, Минздрава России, Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, а также других органов, осуществляющих государственный и общественный контроль в части, касающейся требований безопасности организации труда при эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании АТС.
1.1.7. Права и обязанности работодателя и работников определены Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации.
3.1.1. Производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения должны отвечать требованиям действующих строительных норм и правил и других нормативных актов.
3.1.2. Этажность здания, в котором размещаются АТС, работающие на КПГ, а также помещения для их технического обслуживания, ремонта, проверки технического состояния и хранения должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов. При этом рассчитываются:
— допустимый объем помещения исходя из условий, что допустимая удельная масса газа (концентрация газа) в помещении при максимально возможном аварийном поступлении КПГ в помещение из одного баллона, имеющего наибольшую емкость, и при отсутствии аварийной вентиляции, составляет 2,886 г/м3;
— фактический свободный объем помещения, который определяется по разности между геометрическим (строительным объемом) и суммарным объемом занимаемого технологическим оборудованием и подвижным составом (на практике свободный объем помещения допускается принимать равным 80 % геометрического объема помещения).
Если свободный объем помещения больше допустимого даже при отсутствии аварийной вентиляции, то независимо от количества АТС, работающих на КПГ и находящихся в помещении, категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности остаются такими же, как и для автомобилей, эксплуатируемых на нефтяном топливе.
Если свободный объем помещений меньше допустимого, то помещения относятся к категории А согласно действующим нормативным актам. При этом указанные выше помещения должны быть оборудованы:
— непрерывно действующей системой автоматического контроля воздушной среды в помещении с установкой датчиков довзрывоопасных концентраций;
— аварийной вентиляцией кратностью не менее 5 объемов помещения в час с резервными вентиляторами;
— электрооборудованием согласно требованиям действующих нормативных актов для зоны класса В1а;
— легкосбрасываемыми конструкциями в соответствии с требованиями действующих нормативных актов для помещений категории А.
3.1.3. Помещения для технического обслуживания, ремонта, проверки технического состояния и хранения АТС, работающих на ГСН, должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов. При этом концентрация газа в помещении (в случае выпуска газа из баллона) не должна превышать 1,45 г/м3.
Если расчетное количество поступающего газа превышает указанную величину, то помещение должно быть дополнительно оборудовано:
— системой автоматического контроля воздушной среды;
— системами аварийной вентиляции и аварийного освещения, выполненных во взрывозащищенном исполнении.
3.1.4. Над въездными воротами в помещения для технического обслуживания, проверки технического состояния, ремонта и хранения АТС должны быть вывешены надписи (установлены знаки), указывающие максимально допустимый по условиям безопасности габарит АТС по высоте.
3.1.5. В производственных помещениях должны быть выделены специальные места для курения.
3.1.6. Приемка в эксплуатацию вновь построенных и реконструированных организаций, отдельных производственных помещений, цехов, участков должна производиться в соответствии с действующими строительными нормами и правилами при участии представителей Федеральной инспекции труда, Госсанэпиднадзора России и ГПС МЧС России, соответствующих профсоюзных органов.
3.1.7. Не допускается:
— загромождать подходы к местам расположения пожарного инвентаря, оборудования и извещателей электрической пожарной сигнализации;
— устанавливать в помещениях АТС в количестве, превышающем норму, а также нарушать установленный порядок их расстановки;
— загромождать ворота запасных выездов как изнутри, так и снаружи.
3.1.8. У наружного входа в производственные и вспомогательные помещения должны быть установлены устройства для очистки обуви от грязи.
3.1.9. Вновь строящиеся помещения для технического обслуживания, проверки технического состояния, ремонта и хранения АТС оборудуются средствами автоматического пожаротушения в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.
3.1.10. В помещения, в которых производятся работы с применением вредных, взрывоопасных и пожароопасных веществ, не должны допускаться лица, не участвующие в непосредственном выполнении работ.
3.1.11. В помещениях должны быть аптечки, укомплектованные набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.
3.2.1. Помещения для технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния АТС и их агрегатов должны обеспечивать безопасное и рациональное выполнение всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических условий труда и оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией.
3.2.2. Микроклимат, запыленность, загазованность, шум, вибрация на рабочих местах не должны превышать норм, установленных действующими санитарными и гигиеническими нормами, государственными стандартами.
3.2.3. В производственных помещениях полы должны быть ровными и прочными, иметь покрытие с гладкой, но не скользкой поверхностью, удобной для очистки.
Там, где используются кислоты, щелочи и нефтепродукты, полы должны быть устойчивы к воздействию этих веществ и не поглощать их.
Полы в помещениях окрасочных участков, краскоподготовительных отделений, в помещениях для производства противокоррозионных работ, в газогенераторных, а также складов для хранения пожаровзрывоопасных материалов (жидкостей), баллонов с горючим газом должны быть выполнены из материалов, не дающих искры при ударе металлическим предметом.
Рабочие места в помещениях с холодным полом должны быть оснащены деревянными переносными настилами (решетками).
3.2.4. Если медницко-жестяницкие работы выполняются работниками разных профессий (медником, жестянщиком), то необходимо иметь раздельные помещения для выполнения этих работ.
3.2.5. Кузнечно-рессорный и сварочный участки должны размещаться в помещениях со стенами и полами, выполненными из негорючих материалов.
3.2.6. Для работы с кислотными и щелочными аккумуляторами следует предусматривать отдельные аккумуляторные участки, расположенные в трех сообщающихся между собой отдельных помещениях, изолированных от других помещений, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, одно — для ремонта, другое — для зарядки, третье — для хранения кислот (щелочей) и приготовления электролита.
При одновременном заряде не более 10 аккумуляторных батарей допускается иметь только два помещения: для ремонта и приготовления электролита, при этом зарядку аккумуляторов следует проводить в помещении ремонта в вытяжных шкафах при включенной вытяжной вентиляции, сблокированной с зарядным устройством.
3.2.7. Помещение для аккумуляторных работ должно иметь вход, оборудованный тамбуром с дверьми, открывающимися наружу.
3.2.8. Если в производственном корпусе предусматриваются участки работ, на которых в соответствии с технологией происходит выделение вредных веществ (газа, пыли, паров и т.д.), а также тепла и шума, то они должны располагаться в отдельных помещениях, изолированных от других стенами до потолка.
3.2.9. Для выполнения окрасочных работ должны предусматриваться два помещения: одно — для постов окраски и сушки и второе — для приготовления красок.
3.2.10. Если окраска осуществляется без окрасочных камер, то проемы ворот в окрасочное помещение (из смежного) должны быть оборудованы тамбур-шлюзом длиной, равной половине ширины ворот, увеличенной на 0,2 м.
3.2.11. Размеры окрасочной камеры должны обеспечивать удобный подход работника к окрашиваемому изделию. Проходы между стенкой камеры и окрашиваемым изделием должны иметь ширину не менее 1,2 м.
3.2.12. Площадки наружной шланговой мойки АТС должны иметь твердое влагостойкое покрытие с уклоном в сторону приемных колодцев и лотков, расположение которых должно исключать попадание сточных вод (от мойки автомобилей) на территорию организации.
3.2.13. Помещения, в которых размещаются посты мойки АТС, агрегатов и деталей, должны отделяться от других постов глухими стенами с пароизоляцией и водоустойчивым покрытием.
3.2.14. Стены помещения, в котором размещен пост мойки АТС, должны быть облицованы керамической плиткой или другим влагостойким материалом.
3.2.15. Междуэтажные проемы должны быть ограждены. Высота перил должна быть не менее 1,1 м при одном промежуточном горизонтальном элементе, низ перил должен иметь сплошную боковую обшивку шириной не менее 0,15 м в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
3.2.16. Сварочные посты должны располагаться в негорючих кабинах площадью не менее 3 м2. Зазор между стенкой кабины и полом должен быть от 50 до 100 мм.
Стены помещений и кабин должны быть окрашены в серый, желтый или голубой тона с матовой поверхностью.
3.2.17. Помещение для постоянной установки ацетиленового генератора должно быть изолированным, одноэтажным, без чердачных и подвальных помещений, иметь легкосбрасываемые конструкции покрытий и непосредственный выход через дверь, открывающуюся наружу.
3.2.18. На входной двери помещения для ацетиленового генератора должна быть надпись «Посторонним вход воспрещен».
3.2.19. Размеры осмотровых канав определяются в зависимости от типа АТС, вида работ, применяемого технологического оборудования и должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов.
Длина, ширина, глубина и высота осмотровых канав и эстакад определяются в зависимости от конструкции АТС и технологического оборудования.
3.2.20. Вход в проездную осмотровую канаву поточных линий и выход из нее осуществляются через тоннель.
3.2.21. Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны иметь выход в помещение по ступенчатой лестнице шириной не менее 0,7 м. Количество выходов из осмотровых канав должно соответствовать требованиям нормативных актов, при этом расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м.
3.2.22. Выходы из траншей и тоннелей необходимо ограждать металлическими перилами высотой не менее 1,1 м.
3.2.23. Выход из одиночной тупиковой канавы должен быть со стороны, противоположной заезду АТС.
3.2.24. Лестницы из прямоточных канав, траншей и тоннелей не должны располагаться на путях движения АТС.
3.2.25. При наличии одного выхода из осмотровой канавы в ее стене должны быть вмонтированы скобы для запасного выхода.
3.2.26. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи, а также ведущие в них лестницы должны быть защищены от сырости и грунтовых вод.
3.2.27. Стены осмотровых канав, траншей и тоннелей должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов. Полы в канавах, траншеях и тоннелях должны иметь уклон 2 % вниз от основного входа для стока воды.
Аннотация к книге «Охрана труда на автомобильном транспорте. Учебное пособие»
В учебном пособии изложены основные положения законодательства о труде, даны основы управления охраной труда на автомобильном транспорте. Рассмотрены воздействие негативных факторов на работающего и идентификация травмирующих и вредных факторов; методы и средства защиты от опасностей, экобиозащитная техника.
Большое внимание уделено рассмотрению мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на автомобильном транспорте, особенностям обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; правилам пожарной безопасности на автомобильном транспорте; мероприятиям по защите окружающей среды от вредного воздействия автомобильного транспорта.
Для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по группе специальностей «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
ГЛАВНЫЕ
- Если по результатам спецоценки работу признают опасной — 4-й класс условий труда, то приостановят деятельность работодателя.
- Специалист по охране труда должен соответствовать профстандарту с подтверждением независимой оценки квалификации.
- Работодатель обязан вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, которые привели к микротравмам.
Работодатель будет обязан:
- снижать риски травмирования и профзаболеваний.
- выполнять комплекс профилактических мероприятий, которые утвердит Минтруд;
- сообщать ГИТ о мерах, которые принял работодатель по предостережению ГИТ;
- отстранять сотрудников от работы, если они не применяют обязательные СИЗ;
- проводить мероприятия по подготовке к ликвидации опасностей и минимизации их последствий;
- применять средства коллективной защиты работников;
- выполнять представления профсоюзов о нарушениях трудового законодательства, устранять нарушения и сообщать об этом профсоюзу;
Предполагается, что запрет на работу в опасных условиях труда введут с 1 января 2022 года.
Если по результатам спецоценки работу признают опасной — 4-й класс условий труда, то приостановят деятельность работодателя.
Чтобы возобновить работу предприятия, руководитель:
- утвердит план по устранению причин опасного класса;
- проведет внеплановую СОУТ или оценку уровня профессионального риска.
Под запрет не попадут работодатели, которых определит Правительство РФ.
В настоящее время работникам разрешено работать в опасных условиях труда, если работодатель предоставляет им компенсации: Компенсации работникам, которые заняты во вредных и опасных условиях труда Виды компенсаций Классы условий труда Вредные Опасные 3.1 3.2 3.3 3.4 4 Сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ст.
92 ТК РФ) — — + + + Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней (ст.
— 25%Скидка на все курсы для медицинских работников — — — 10 июня 20207 МИНВ статье расскажем, как организовать работу по охране труда на предприятии, какие документы разработать, и как реализовать мероприятия по сохранению жизни и здоровья работников. Дадим 3 готовых шаблона документов, без которых не обойтись в работе.Читайте в статье:Скачайте готовые образцы документов: ★ ★ ★ Требования к наличию специалиста по ОТ или к организации службы охраны труда указаны в 217 статье Трудового Кодекса.
Нынешняя редакция Трудового кодекса требует вводить штатную единицу специалиста по ОТ при численности работников на предприятии более 50. Этот специалист должен отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда», утв.
Приказом Минтруда от 4.08.2014 года № 524н. При большей численности работников, а также при наличии отдаленных подразделений, работодатель должен создать службу ОТ.★ Шаг 1. Обосновать создание службы в штатном расписании. Для этого нужно рассчитать численность службы.Шаг 2. Включить в положение о СУОТ раздел, регламентирующий работу службы ОТ, ее структуру, обязанности каждого работника этой службы.Шаг 3.
Разработать должностную инструкцию на каждого специалиста по ОТ, исходя из индивидуально поставленных перед ним задач.Примерную структуру службы охраны труда на производственном предприятии с численностью 300 работающих можно представить в виде схемы:На нашей схеме каждый специалист по ОТ выполняет свой функционал. Если работник уходит в отпуск, его обязанности выполняет один из сотрудников службы, а кто конкретно — прописывают в должностной инструкции.В службе 2 ведущих специалиста (квалификационный уровень 7).
Один из них методолог, а другой — специализируется на безопасности технологических процессов.Методолог отвечает за разработку обучающих средств, согласование инструкций и программ, составление планов, контроль бюджета ОТ, возмещение средств ФСС, сдачу отчетов
Рекомендуем прочесть: Как написать сообщение в полицию
Автотранспорт: изменения в правилах по охране труда
Снова обучаем и проверяем сотрудников
27 сентября 2020 года вступил в силу Приказ Минтруда № 59н, утвердивший новые Правила охраны труда на автомобильном транспорте (АТС). Новый документ имеет более четкую структуру, избегает дублирования правовых норм с другими существующими нормативными актами, а также делает акцент непосредственно на видах работ, характерных для АТС.
Приказ отменяет действие Межотраслевых правил 2003 года. Документ прошел регистрацию в Минюсте РФ и является обязательным для исполнения всеми работодателями независимо от их организационно-правовых форм кроме физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Правила устанавливают требования охраны труда (ОТ) при организации и осуществлении работ, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием транспортных средств. Исключение составляет эксплуатация внутризаводского напольного безрельсового транспорта (авто и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки).
Новые Правила состоят из семи разделов, включающих:
- требования по допуску персонала к выполняемой работе,
- указания по организации проведения работ,
- требования ОТ к зданиям и сооружениям, к оснащению рабочих мест и производственных площадок,
- требования ОТ к управлению транспортными средствами и техническому обслуживанию (самая объемная часть документа, регламентирующая повседневную работу на автомобильном транспорте, а также ремонтный процесс),
- нормы безопасности в сложных дорожных условиях, а также управления ТС со специальным оборудованием,
- требования по охране труда при хранении применяемых материалов, а также указания по погрузочно-разгрузочным процессам и логистике контейнерных перевозок,
- порядок проверок соблюдения новых правил, а также меры ответственности работодателей за их неисполнение.
Основные отличия от Правил 2003 года
- В список вредных и опасных производственных факторов при эксплуатации и ремонте ТС вошли физические и нервно-психические перегрузки.
- Работодатель вправе утверждать свои формы нарядов-допусков на работы с повышенной опасностью: можно использовать форму, рекомендованную Правилами, или ту, которая приведена в других нормативных актах.
- Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте водителям необходимо проходить не реже одного раза в три месяца, а проверку знаний требований ОТ – на ежегодной основе.
- Знакомить работника с перечнем положенных ему средств индивидуальной защиты работодатель обязан при заключении с ним трудового договора. Кроме того, работник должен быть обучен не только применению выданных СИЗ, но и средств коллективной защиты на первичном инструктаже. Эту информацию требуется включать и в инструкции по охране труда.
- Здания и сооружения, предназначенные для эксплуатации и ремонта ТС, должны соответствовать Федеральному закону № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
- Исключен пункт об устройстве мест для курения в зданиях и на территории.
- Исключен раздел «Электробезопасность», поскольку он отражен в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей.
- План расстановки техники теперь необходимо утверждать приказом. Требования к плану конкретизированы.
- Необходимо устанавливать воздушные тепловые завесы, которые включаются автоматически, взамен применяемой ранее топки углем.
- В аккумуляторных должен находиться нейтрализующий раствор питьевой соды (2,5%) для кислотных батарей и раствор борной или уксусной кислоты (10%) для щелочных батарей. Таким образом требования стали более жесткими.
- Изменились требования ОТ, связанные с использованием инструментов и приспособлений.
- Исключен раздел «Режим труда и отдыха», который регламентируется Правилами внутреннего трудового распорядка, и внесены изменения в организацию отдыха водителей.
Работодатель должен разработать и утвердить обновленные инструкции ОТ, пересмотреть программы вводного, первичного инструктажа на рабочем месте, провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний по охране труда по новым программам.
На кого не распространяются новые нормы:
Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:
- Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
- Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
- Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
- Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
- Водители, занятые на международных перевозках.
- Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.
Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта: изменения
- В Правилах отменены требования по эксплуатации пневматических конвейеров и трубопроводного транспорта.
- Появился новый раздел с требованиями охраны труда при использовании высокоавтоматизированного промышленного транспорта
- В Правила добавили новые пункты: управление высокоавтоматизированным промышленным транспортом осуществляется посредством автоматизированной системы вождения, воздействующей на рычаги управления, или оператором, находящимся вне транспортного средства; порядок использования конкретного вида высокоавтоматизированного промышленного транспорта определяется работодателем в соответствии с технической документацией к данному виду транспорта.
- Изменились требования к высокоавтоматизированным транспортным средствам. Теперь при подаче высокоавтоматизированного транспортного средства задним ходом, участие другого работника не требуется.
- Изменение коснулось требований по перемещению крупногабаритных грузов. Если погрузчик высокоавтоматизированный, то присутствие сигнальщика для такой работы больше не нужно.
- Перечень вредных и опасных производственных факторов стал меньше на один пункт: убрали воздействие высокого (избыточного) давления рабочей среды, транспортируемой по трубопроводам.
- В требования к работам с повышенной опасностью и оформление наряда-допуска добавили несколько изменений. При совместном производстве нескольких видов работ, для которых требуется оформление наряда-допуска, теперь допускается оформление одного, единого для всех опасных работ наряда-допуска.
- Правилами запрещено применять неисправный автомобильный, железнодорожный, конвейерный и другой промышленный транспорт, а также неисправное вспомогательное оборудование и инструменты.
- Уточнены требования для вентиляции помещений для стоянки транспортных средств. Такие помещения теперь должны оборудоваться вентиляционными системами, если оборудование помещения вентиляционными системами соответствует требованиям строительных норм и правил, санитарных норм проектирования организаций, государственных стандартов и межотраслевых правил по охране труда.
- Из Правил исчез запрет на хранение в помещениях для стоянки транспортных средств материалов и предметов, которые не входят в комплектацию транспортного средства.
- Требования по проливу топлива в местах заправки транспортных средств дополнены. При возникновении подобной ситуации теперь необходимо засыпать пролитое топливо песком или удалять специально предусмотренными для этого адсорбентами, а пропитанный песок, адсорбенты и промасленные обтирочные материалы собирать в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении и по окончании рабочего дня вывозить с территории автозаправочной станции.
- Дополнили требования в пункт про наблюдение и оказание экстренной помощи работнику, выполняющему работы в бункере. Теперь работника, спускающегося в бункер необходимо обеспечить не только страховочной привязью, но и системой эвакуации и спасения и другие.