Нужны ли права на скутер 49 кубов? Какие категории, требования и штрафы?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на скутер 49 кубов? Какие категории, требования и штрафы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изначально мопед был просто велосипедом с мотором. Соответственно, никаких строгих условий для его управления не существовало. Сейчас мопед — полноценное транспортное средство. Не каждая самоходная машина может быть им признана. Например, на мотоблоке можно ездить и несовершеннолетним, поскольку он не признается транспортным средством, а его управляющий — водителем. Однако мотоблоки не используют для проезда по дорогам общего пользования, чего нельзя сказать о мопедах. По проезжей части в летнее время люди на них активно передвигаются. Причем таким видом транспорта чаще всего пользуется молодые люди, не имеющие достаточного опыта. Соответственно, меняется уровень безопасности, а с ним и требования к управлению таким транспортом.

Какая требуется категория?

Если сила двигателя – 49 кубов, удостоверение должно содержать спецкатегорию – «М», тогда права подойдут на мопед 49 кубов. Но законодатель учел простоту вождения мопедом и разрешил правомерно управлять им при наличии в правах и других открытых категорий.

Согласно п. 7 статьи 25 ФЗ №196, любые водительские удостоверения категорий А, В, С, D и с иными подкатегориями (А1, В1 и так далее), дают право на управление транспортными средствами, признаваемыми мопедами.

Как видно, все достаточно просто: так как М – это низшая водительская категория, езда на мопеде допустима с любым удостоверением, независимо от категории ТС, на вождение которыми такое в/у дает право. Даже в случае, когда непосредственно категория М в нем и отсутствует.

Обратите внимание! Это не касается водителей, которые имеют медицинские противопоказания к езде на мопеде. Такие противопоказания и ограничения обозначаются отметкой «ML» в 12 столбце водительской «корочки» и прямо запрещают водителю управлять скутером, какой бы рабочей мощностью тот не обладал, и какие бы водительские категории в удостоверении не были указаны. Если такая отметка внесена в права по ошибке – обратитесь в подразделение ГИБДД с заявлением на внесение исправлений. Но для этого, скорее всего, придётся получить новую медсправку, в рамках которой врачи убедятся в действительном отсутствии таких противопоказаний.

Нужны ли права на мопед 50 кубов?

Казалось бы, транспортные средства с рабочим объемом ДВС менее 50 см³ отличаются малой мощностью, поэтому в их регистрации, а тем более в получение на них права управления, нет необходимости. Однако на практике оказалось, что даже при таких скромных показателях водители успешно создают аварийные ситуации, причинами которых часто бывает элементарное незнание ПДД.

Получение прав на скутер и мопед всегда сопровождается сдачей экзамена по теоретической части, которая включает не только правила дорожного движения, но и оказание первой доврачебной помощи. Поэтому законодатели и включили скутеры и мопеды с объемом двигателя до 50 кубов в перечень ТС, для управления которыми нужно иметь при себе водительское удостоверение определенной категории. В данном случае это права на скутер или мопед категории «М».

Мопеды пользовались большой популярностью в Советском Союзе. Их невысокая цена, чуть ли не бесплатный бензин, привели к массовому использованию этого транспортного средства. Множество подростков при такой езде игнорируют обязательные требования. Многие до сих пор не знают точно, нужны ли права на современный мопед, без которых раньше можно было обойтись.

Действующий уже несколько лет Регламент дорожного движения предполагает наличие водительского удостоверения у владельцев мопедов. Оно оговаривается получением категории M, разрешающей управлять данным средством, не опасаясь встречи с представителем автоинспекции. Разумеется, что это требование касается только тех, кто не имеет какой-либо другой открытой категории. Остановленный же инспектором седок подвергнется административному штрафу от 5 тысяч рублей до 15 за эксплуатацию без соответствующего удостоверения.

Рассматривая скутер и мопед, можно сказать, что они имеют различную мощность двигателя. Это выражается в необходимости получения различной категории прав. Например, электрический скутер подразумевает также категорию водителя M. Поэтому сюда причисляются все двигатели с мощностью от 0,25 до 4 киловатт. Не играет никакой роли — приобретено средство в магазине, или умелец его сконструировал сам, установив на него электромотор.

Кто может получить права категории M

Приобретение мопеда — это ещё половина дела. Но вправе ли его эксплуатировать человек, который имеет право вождения тяжёлого грузовика, автобуса или троллейбуса? Ответ — имеет, когда у него присутствует в удостоверении отметка об открытии категории M. Если же таковая запись отсутствует, то раскатывать на снабжённых мотором двух колёсах, не получится.

Читайте также:  Налоговые последствия договора займа: что важно знать займодавцу?

Получить водительское удостоверение с упоминаемой открытой формой, вправе любой гражданин России, не имеющий противопоказаний для управления мопедом. Последнее подтверждается наличием медицинской справки. Следует напомнить, что разрешение выдаётся гражданам только при их достижении 14, а по вступлению в силу новаций законодательства — с 16 лет. Это правило распространяется на управление всеми категориями лёгких мотоциклов.

Более тяжёлые двухколёсные средства, с объёмом двигателя свыше 125 см 3 потребуют достижения владельцем совершеннолетия — 18 лет. С этого возраста можно получить разрешение управлять автомобилями. Повышение класса техники требует повышение категории и возраста одновременно.

Почему именно скутер?

Напомним, со скольки лет можно ездить на скутере — с 16. Особо нетерпеливым соискателям на права можно начинать обучение с более раннего возраста. Скутер — оптимальное решение для подростка, решившего освоить управление двухколесным транспортом. Перечислим несколько причин:

  • Максимальное сходство управления с мотоциклом. В отличие от мопеда, скутер оснащен коробкой передач, позволяющей регулировать скорость передвижения.
  • Простота управления. Все органы управления расположены на руле, не требуют приложения больших усилий.
  • Максимальный комфорт. Во время движения ноги водителя располагаются на удобной широкой подставке.
  • Экономичность. Скутер — очень неприхотливая машина в плане расхода топлива. Агрегаты, выпущенные заводами мировых брендов, не требуют частого обслуживания и замены дорогостоящих запчастей.
  • Привлекательный внешний вид и багажник. Каркас и силовая установка закрыты пластиковыми обводами, которые снижают воздействие потоков воздуха, придают машине современный облик. В заднюю часть скутера часто встраивают достаточно объемный отсек для полезных грузов.

Когда уже можно порулить?

Сам по себе процесс управления скутером, да и мопедом сложности не представляет. Возьмем, к примеру, вождение скутера. При наличии хорошего аккумулятора нет необходимости использовать кик-стартер, достаточно нажать кнопку и мотор заведется. Скорости переключать не нужно, сцепление срабатывает автоматически – красота. Остается только крутить газульку, да вовремя тормозить.

Ничего сложного даже для двенадцатилетнего ребенка. С одной стороны, да. А с другой… А с другой стороны вес скутера, даже самого маленького, больше веса ребенка – это затрудняет управление. Дорожный поток может нагнетать панику на ребенка, он может растеряться и попасть в аварию.

И все-таки, со скольки лет можно ездить на скутере, например в текущем году? Определяется ли этот возраст родителями или же самим ребенком? Зачастую так и есть, особенно в глубоких селениях, где на сотрудников ГИБДД смотрят, словно на инопланетян. Но сейчас рассмотрим официальный вариант развития событий.

Учиться езде на скутере или мопеде разрешается по достижении 14 лет. Официально это можно делать в автошколе, неофициально – под присмотром взрослых. Однако становиться полноправным участником дорожного движения разрешается только в 16 лет, и только при наличии прав управления ТС нужной категории.

Скутер и мопед с точки зрения ПДД

Обратите внимание, в рамках правил дорожного движения понятие мопед включает в себя и понятие скутер, т.е. ПДД для скутеров в 2020 году аналогичны правилам для мопедов. Ну а скутер и мопед с точки зрения правил — это одно и то же:

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Примечание. К мопедам относятся только скутеры, объем двигателя которых не превышает 50 куб. см., а максимальная скорость не превышает 50 км/ч. Если Ваш скутер имеет больший объем двигателя или может развивать большую скорость, то он является мотоциклом.

Читайте также:  Что такое исполнительский сбор у судебных приставов

Для начала хочу рассмотреть дорожную ситуацию, которую мне довелось наблюдать несколько лет назад

Шестиполосная дорога в центре одного из российских городов, полдень. По улице едет довольно много автомобилей. До пробки еще далеко, но и пустых мест между автомобилями не так уж и много.

Особенности перевозки пассажиров на скутере

Особенности перевозки пассажиров на скутере регламентируются пунктом 22.21 ПДД:

22.21 Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

Перевозить пассажиров может только водитель, имеющий водительское удостоверение любой категории в течение как минимум 2-х лет. Т.е. начинающий водитель перевозить пассажиров на скутере не имеет права.

Что еще сказано в ПДД

Еще недавно любой желающий мог сесть за руль мопеда или скутера без наличия каких-либо прав. Но из-за халатного отношения и незнания ПДД начал расти процент аварий на дорогах по вине малолетних водителей. Именно поэтому власти пришли к закономерному решению, обязав всех желающих водить данные транспортные средства, сдавать на права категории «М». Как уже говорилось ранее, человек может не сдавать повторные экзамены в автошколе на эту категорию, если у него уже есть водительские права.

Как можно заметить, более мощный двух- и трехколесный транспорт, способный развить более 50 км/ч относится к иной категории ТС. По достижению 16 лет есть возможность получить разрешение на управление и на них, однако здесь уже понадобится открывать категорию А1. В эту группу попадают скутеры и мопеды с объемом двигателя более 50 куб. см. Такие же права нужны и для езды на мотоцикле.

Можно ли управлять скутером с категорией «B»?

Да, это разрешено. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» прямо дозволяет водителям с любой открытой категорией в правах управлять скутером с двигателем до 50 куб. см. Даже если вы давно не меняли своё водительское удостоверение старого образца, отдельная категория «М» вам не нужна.

Мопед 110 кубов — это какая категория?

Всё до 50 кубов — это категория «М». От 50 до 125 кубов — подкатегория «А1». Мототехника свыше 125 кубов относится к категории «А».

Что нужно, чтобы ездить на мопеде?

Водительские права категории «М», мотошлем. Страховка ОСАГО не требуется, регистрация своего транспорта в ГИБДД — тоже.

Со скольки кубов можно ездить по автомагистралям?

На автомагистрали, отмеченные соответствующим знаком, разрешён выезд мототехнике с двигателем от 125 кубов и выше.

Почему именно скутер?

Напомним, со скольки лет можно ездить на скутере — с 16. Особо нетерпеливым соискателям на права можно начинать обучение с более раннего возраста. Скутер — оптимальное решение для подростка, решившего освоить управление двухколесным транспортом. Перечислим несколько причин:

  • Максимальное сходство управления с мотоциклом. В отличие от мопеда, скутер оснащен коробкой передач, позволяющей регулировать скорость передвижения.
  • Простота управления. Все органы управления расположены на руле, не требуют приложения больших усилий.
  • Максимальный комфорт. Во время движения ноги водителя располагаются на удобной широкой подставке.
  • Экономичность. Скутер — очень неприхотливая машина в плане расхода топлива. Агрегаты, выпущенные заводами мировых брендов, не требуют частого обслуживания и замены дорогостоящих запчастей.
  • Привлекательный внешний вид и багажник. Каркас и силовая установка закрыты пластиковыми обводами, которые снижают воздействие потоков воздуха, придают машине современный облик. В заднюю часть скутера часто встраивают достаточно объемный отсек для полезных грузов.

Скутеры с объёмом двигателя менее 50 см3

До 2013 года в законе не было определённых правил, со скольки лет можно ездить на скутере. Кроме того, что необходимо было достичь как минимум 14-летнего возраста для езды на скутерах с объёмом двигателя менее 50 см3.

Читайте также:  Регистрация транспорта в ГАИ физическими лицами

Разумеется, были некоторые «тонкости», которые ограничивали свободу этого правила. Например, детям не разрешалось выезжать на проезжую часть или любую другую дорогу с активным движением.

Но, несмотря на это правило, оно довольно часто нарушалось, что нередко приводило к весьма печальным последствиям. В таком возрасте подростки могли просто-напросто растеряться в сложной ситуации и стать причиной ДТП.

Изменения произошли в 2013 году, когда в России был введён закон, согласно которому, для того чтобы водить скутер объёмом двигателя до 50 см3, необходимы права категории «М». Но, несмотря на это, удостоверения начали выдавать лишь спустя год после введения данного закона. Этим законом правительство пытается не столько уменьшить актуальность данного средства передвижения, сколько обезопасить детей. До 2013 года водить скутер могли дети, начиная с 14 лет. В этом возрасте они не только не удосуживались выучивать правила дорожного движения. Самым страшным в этой ситуации было то, что дети даже не думали об элементарной ответственности и соблюдении самых простых правил дорожного движения. Эти два фактора сыграли очень злую шутку со многими из них.

Когда можно ездить на скутере

Скутер признается в качестве разновидности мопеда, поэтому на это транспортное средство распространяются те же правила управления, что и в случае мопеда. Напомним их:

  • Скутер может развивать скорость не более 50 километров в час, а объем двигателя не может быть больше 50 кубических сантиметров (в противном случае скутер будет признан в качестве мотоцикла).
  • Управлять скутером могут все граждане РФ, которые достигли возраста 16 лет и имеют удостоверение класса M.
  • Для получения удостоверения нужно пройти обучение в автошколе и успешно сдать экзамены в ГИБДД.
  • Существуют медицинские противопоказания для получения удостоверения на скутер. Основные случаи — шизофрения, эпилепсия, слепота, патологии опорно-двигательного аппарата и так далее.
  • В случае нарушения ПДД предусмотрена административная ответственность. Если нарушителю менее 16 лет, то штраф будет платить не он, а его родители или опекуны.
  • Все водители скутеров должны оформить страховку ОСАГО. Во время движения необходимо на голову надеть защитный шлем.

Со скольких лет можно ездить

По Правилам дорожного движения управлять скутером могут лица, достигшие 16-ти лет и получившие права минимально категории «М». Несмотря на то что скутер удобен и кажется, что с управлением справится даже ребенок, водителю необходимо понимать – это в первую очередь средство передвижения.

Правила эксплуатации ТС строго регламентированы законом, их должен знать каждый гражданин, который садится за руль.

Хотя в России ответственность за правонарушения наступает с 14-ти лет, однако более сознательно молодые люди начинают относиться к каким-либо правилам только с 16-ти. Понимать, со скольки лет можно ездить на скутере, необходимо прежде всего взрослым, а потом уже детям.

Причем ответственность взрослых − научить детей, как вести себя на дороге, помимо того, что они официально сдадут экзамен и получат права. Основное, что должен запомнить скутерист – ему запрещается выезжать на проезжую часть, необходимо придерживаться обочины.

Обучение и сдача на права на скутер или мопед

С 5 ноября 2013 года все владельцы мопедов с объемом двигателя до 50 куб. см. обязаны получить права.

В законе «О безопасности дорожного движения», утвержденного 27 апреля 2013 года в статье №25 сказано:

В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право: категория «М» — мопеды и легкие квадрициклы.

Закон «О безопасности дорожного движения»

Необходимость открыть категорию М для скутера или мопеда возникла из-за того, что до определенного времени такой вид транспорта не воспринимался всерьез и несовершеннолетние, управляя мопедом или скутером, по неопытности создавали множество аварийных ситуаций.

Также большой популярностью они пользовались у лиц, лишенных водительских прав. Поэтому с 2013 года эти ТС на законодательном уровне стали считаться механическим транспортом и управлять ими могут только лица, у которых в правах открыта специальная категория.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *