Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно Постановлению Правительства №1042 от 2020 года, был отменен ранее действующий порядок расчета штрафных санкций по Постановлению Правительства №1063. Новые правила начали применяться с сентября 2020 года.
Правила расчета штрафных санкций для исполнителя (поставщика)
Если говорить о расчете применяемых штрафных санкций для исполнителя или поставщика, то для них все расчеты проводятся на основании ранее определенной при объявлении закупочной процедуры начальной максимальной цены контракта, в то время как до сентября 2017 года данный расчет производился от определенной по итогам закупочной процедуры цены самого контракта или договора.
В настоящее время значения штрафов выглядят следующим образом:
- если начальная максимальная цена контракта не превышает трех миллионов рублей, то штраф составляет десять процентов от этого значения. До 2020 года процентное соотношение было таким же, но считалось, как уже говорилось выше, от определенной по итогам проведенной процедуры цены контракта;
- если начальная максимальная цена контракта или договора находится в диапазоне от трех до пятидесяти миллионов, то размер штрафа составит пять процентов от этого ценового значения;
- в случае нахождения начальной максимальной цены контракта в диапазоне от пятидесяти до ста миллионов рублей размер штрафа составляет один процент от значения НМЦК;
- при превышении НМЦК предела в сто миллионов рублей, но до порога в пятьсот миллионов, значение суммы штрафа рассчитывается, как 0,5 процента от размера начальной максимальной цены контракта или договора (до 2020 года такой градации не было, а значение штрафа считалось одинаково для всех контрактов, превышающих сто миллионов рублей по своей стоимости);
- если начальная максимальная цена контракта или договора попадает в диапазон от пятисот миллионов рублей до одного миллиарда, то штраф будет равен 0,4 процента от значения НМЦК;
- в случае с начальной максимальной ценой контракта или договора от одного до двух миллиардов рублей штраф будет считаться, как 0,3 процента от значения НМЦК, установленного для объявленной процедуры закупки;
- если начальная максимальная цена контракта или договора установлена в диапазоне от двух до пяти миллиардов рублей, то процентное отношение штрафа к значению НМЦК будет равняться 0,25 процента;
- в случае использования диапазона для начальной максимальной цены по контракту или договору от пяти до десяти миллиардов рублей размер штрафа будет считаться, как 0,2 процента от значения начальной максимальной цены;
- если установленная на момент проведения процедуры по определению исполнителя по контракту стоимость такого контракта свыше десяти миллиардов рублей, то сумма штрафа будет установлена в размере 0,1 процента от значения начальной максимальной цены контракта или договора.
В случае если речь идет о контракте, который был заключен во исполнение положений пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», размер штрафных санкций будет назначаться на основании последних (от 14 августа 2019 года) изменений и будет равняться одному проценту от цены заключенного контракта, но в диапазоне от одной до пяти тысяч рублей, в то время как ранее размер штрафа варьировался в зависимости от стоимости заключенного контракта по итогам определения победителя.
В том случае, если произошло снижение установленной начальной максимальной цены контракта до значения в 0,5%, происходит объявление торгов на право заключить контракт. По итогам таких торгов для их победителя за ненадлежащее исполнение контракта или договора могут быть установлены следующие размеры штрафов:
- если начальная максимальная цена контракта, установленная для проведения закупочной процедуры, составляет менее трех миллионов рублей, штраф будет равен десяти процентам от этого значения;
- если значение начальной максимальной цены контракта находится в диапазоне от трех до пятидесяти миллионов, то штраф будет равен пяти процентам от значения НМЦК;
- для начальной максимальной цены контракта от пятидесяти до ста миллионов рублей размер штрафа будет равен одному проценту.
Возможность определения исполнителя по контракту именно путем проведения торгов на право заключения доступна только для тех потенциальных соглашений, начальная максимальная цена которых не превышает сто миллионов рублей.
Штрафы для поставщика — СМП или СОНО
Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
- 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
- 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Штрафы для поставщика, предложившего наиболее высокую цену за право заключить контракт
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
- 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
- 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0». Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0». Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).
Наиболее часто виновником нарушения контрактных обязательств становится именно поставщик, так как на него обычно возложен гораздо больший перечень обязанностей. В этой части статьи приведены штрафные взыскания, которые может получить исполнитель.
Их расчёт возможен двумя способами — в качестве уже установленной законом суммы или в процентном соотношении.
За каждый отдельный факт недобросовестного исполнения поставщиком обязательств по контракту, неисполнения или уклонения от исполнения своих обязательств, на поставщика накладывается штраф, исчисляемый следующим образом:
Процент от цены контракта | Цена контракта |
10% | До 3 млн рублей |
5% | От 3 млн до 50 млн |
1% | От 50 млн до 100 млн |
0,5% | От 100 млн до 500 млн |
0,4% | От 500 млн до 1 млрд |
0,3% | От 1 млрд до 2 млрд |
0,25% | От 2 млрд до 5 млрд |
0,2% | От 5 млрд до 10 млрд |
0,1% | Свыше 10 млрд |
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ШТРАФА, НАЧИСЛЯЕМОГО В СЛУЧАЕ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКАЗЧИКОМ, НЕИСПОЛНЕНИЯ ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАВЩИКОМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ) ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОНТРАКТОМ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПРОСРОЧКИ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ЗАКАЗЧИКОМ, ПОСТАВЩИКОМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ), И РАЗМЕРА ПЕНИ, НАЧИСЛЯЕМОЙ ЗА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПРОСРОЧКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАВЩИКОМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ) ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, ПРЕДУСМОТРЕННОГО КОНТРАКТОМ, О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 МАЯ 2017 Г. N 570 И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25 НОЯБРЯ 2013 Г. N 1063
В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом;
изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 21, ст. 3022).
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6266).
3. Настоящее постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.
Постановления Правительства РФ
Начисление пени и штрафов регулируется положениями:
- 44-ФЗ;
- Постановлением Правительства №1042 от 2017 года;
- КоАП РФ.
В 44-ФЗ предусмотрены две ключевые разновидности материальной ответственности сторон за совершение правонарушений, которые следует отделять друг от друга:
- Ненадлежащее исполнение контракта, которое грозит штрафом.
- Просрочка в исполнении обязательств, за которую могут быть начислены пени (например, несвоевременное выполнение работ или оплата поставленного товара).
По Постановлению Правительства №1042 от 2020 года были пересмотрены правила расчета штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контрагентами своих обязательств по 44-ФЗ. За каждый день просрочки в исполнении финансовых обязательств, помимо штрафов, начисляются пени. Штрафные санкции могут быть наложены как на заказчика, так и на исполнителя.
Согласно Постановлению Правительства №1042 от 2020 года, был отменен ранее действующий порядок расчета штрафных санкций по Постановлению Правительства №1063. Новые правила начали применяться с сентября 2020 года.
Размер штрафных санкций, как и раньше, устанавливается в виде фиксированной суммы, которая рассчитывается как определенный процент от цены контракта. В качестве базового показателя для расчетов могут выступать также этапы исполнения госконтракта, если такие были предусмотрены.
Штрафы для заказчиков также могут быть установлены в фиксированном значении, то есть как определенная сумма в рублях. Так, если цена контракта свыше 100 млн р., то размер штрафа составляет 100 тыс. р.
В качестве других изменений в законодательстве, которые были внесены Постановлением Правительства №1042, можно выделить следующие:
- детализированы штрафные санкции за факт неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контрактам с ценой свыше 100 млн р.;
- внедрены новые правила расчета штрафных санкций по госконтракту, который подписан по итогам закупки среди представителей малого бизнеса или НКО;
- установлены правила расчета штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам без стоимостного выражения;
- прописаны правила расчета штрафов по контрактам, которые заключены с победителями, предложившими наиболее высокую цену;
- указано условие о том, что сумма начисленных штрафов и пени за неисполнение обязательств по контракту не может превышать его цены.
Согласно новым правилам, стороны могут штрафовать друг друга за каждый факт нарушения условий госконтракта. Раньше этот вопрос решался в судебном порядке, так как данный вопрос не был законодательно урегулирован, и практика была достаточно неоднозначной.
Измененные правила начисления штрафных санкций стали более детализированные и понятные.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042
Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
- 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
- 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.
Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст. 93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.10 2020 № 07–15/2017–189).
Размер штрафных санкций для государственного и муниципального заказчика по 44-ФЗ также изменился. До сентября 2020 года они определялись в виде фиксированной величины в размере;
- 2,5% от цены контракта, которая не превышала 3 млн р.;
- 2% — при цене контракта 3-50 млн р.;
- 1,5% — при цене от 50 до 100 млн р.;
- 0,5% — при цене более 100 млн р.
Теперь штрафы не рассчитываются в каждом случае, а начисляются в виде определенной суммы:
- 1000 р. – при цене контракта до 3 млн р.;
- 5000 р. — от 3 до 50 млн р.;
- 10000 р. – от 50 до 100 млн р.;
- 100000 р. – свыше 100 млн р.
Таким образом, твердая сумма штрафов во многих случаях привела к снижению материальной ответственности заказчика.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
- 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
- 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0». Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0». Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).
- Раздел Строительство
- Раздел Нормативно-правовые документы
- Раздел Градостроительство, жилищная политика, жилищное строительство
- Раздел Нормативно-правовые документы
А также в:
- Раздел Экология
- Раздел 93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
- Раздел 93.010 Гражданское строительство в целом
- Раздел 93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Какие изменения произошли в правилах расчета штрафов по 44-ФЗ
Согласно Постановлению Правительства №1042 от 2020 года, был отменен ранее действующий порядок расчета штрафных санкций по Постановлению Правительства №1063. Новые правила начали применяться с сентября 2020 года.
Размер штрафных санкций, как и раньше, устанавливается в виде фиксированной суммы, которая рассчитывается как определенный процент от цены контракта. В качестве базового показателя для расчетов могут выступать также этапы исполнения госконтракта, если такие были предусмотрены.
Штрафы для заказчиков также могут быть установлены в фиксированном значении, то есть как определенная сумма в рублях. Так, если цена контракта свыше 100 млн р., то размер штрафа составляет 100 тыс. р.
В качестве других изменений в законодательстве, которые были внесены Постановлением Правительства №1042, можно выделить следующие:
- детализированы штрафные санкции за факт неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контрактам с ценой свыше 100 млн р.;
- внедрены новые правила расчета штрафных санкций по госконтракту, который подписан по итогам закупки среди представителей малого бизнеса или НКО;
- установлены правила расчета штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам без стоимостного выражения;
- прописаны правила расчета штрафов по контрактам, которые заключены с победителями, предложившими наиболее высокую цену;
- указано условие о том, что сумма начисленных штрафов и пени за неисполнение обязательств по контракту не может превышать его цены.
Согласно новым правилам, стороны могут штрафовать друг друга за каждый факт нарушения условий госконтракта. Раньше этот вопрос решался в судебном порядке, так как данный вопрос не был законодательно урегулирован, и практика была достаточно неоднозначной.
Размер штрафов на заказчика
Размер штрафных санкций для государственного и муниципального заказчика по 44-ФЗ также изменился. До сентября 2020 года они определялись в виде фиксированной величины в размере;
- 2,5% от цены контракта, которая не превышала 3 млн р.;
- 2% — при цене контракта 3-50 млн р.;
- 1,5% — при цене от 50 до 100 млн р.;
- 0,5% — при цене более 100 млн р.
Теперь штрафы не рассчитываются в каждом случае, а начисляются в виде определенной суммы:
- 1000 р. – при цене контракта до 3 млн р.;
- 5000 р. — от 3 до 50 млн р.;
- 10000 р. – от 50 до 100 млн р.;
- 100000 р. – свыше 100 млн р.
Таким образом, твердая сумма штрафов во многих случаях привела к снижению материальной ответственности заказчика.
Какие изменения произошли в правилах расчета штрафов по 44-ФЗ
Согласно Постановлению Правительства №1042 от 2021 года, был отменен ранее действующий порядок расчета штрафных санкций по Постановлению Правительства №1063. Новые правила начали применяться с сентября 2021 года.
Размер штрафных санкций, как и раньше, устанавливается в виде фиксированной суммы, которая рассчитывается как определенный процент от цены контракта. В качестве базового показателя для расчетов могут выступать также этапы исполнения госконтракта, если такие были предусмотрены.
Штрафы для заказчиков также могут быть установлены в фиксированном значении, то есть как определенная сумма в рублях. Так, если цена контракта свыше 100 млн р., то размер штрафа составляет 100 тыс. р.
Размер штрафов на исполнителя или поставщика и правила их расчета
Рассмотрим, как изменился размер штрафов для исполнителей или поставщиков с принятием нового Правительственного Постановления. Если штрафные санкции начисляются в рамках закупок без ограничения круга участников, то они по прежним правилам устанавливались в следующем размере:
- 10% при цене контракта до 3 млн р.;
- 5% — от 3 до 50 млн р.;
- 1% — от 50 до 100 млн р.;
- 0,5% — от 100 млн р.
С сентября 2021 года было увеличено число ценовых диапазонов, на основании которых рассчитывают штраф. Теперь они начисляются следующим образом:
- 10% — при НМЦК госконтракта или этапа до 3 млн р.;
- 5% — от 3 до 50 млн р.;
- 1% — от 50 до 100 млн р.;
- 0,5% — от 100 до 500 млн р.;
- 0,4% — от 500 млн р. до 1 млрд р.;
- 0,3% — от 1 до 2 млрд р.;
- 0,25% — от 2 до 5 млрд р.;
- 0,2% — от 5 до 10 млрд р.;
- 0,1% — при цене контракта свыше 10 млрд р.
В отношении закупок, в которых могут принять участие только представители малого бизнеса, раньше применялись две группы штрафов. Для контрактов до 3 млн р. – 10%, свыше – 5%. С 2021 года величина штрафов для НКО и представителей малого бизнеса уменьшилась:
- 3% при цене контракта до 3 млн р.;
- 2% — от 3 до 10 млн р.;
- 1% — при цене от 10 до 20 млн р. (свыше 20 млн р. закупки среди малого бизнеса не проводятся).
Если заказчик должен был привлечь к исполнению заказа представителя малого бизнеса, но не сделал этого, то штраф для него составляет 5% от объема работ, который должен был выполнить субподрядчик.
Были введены штрафы для победителей в госзакупке на право заключить контракт.
- 10% от НМЦК — если НМЦК до 3 млн р.;
- 5% от НМЦК — от 3 млн до 50 млн р.
- 1% от НМЦК — от 50 млн до 100 млн р.
Такая ситуация может возникнуть в ходе электронного аукциона, когда участники снизят цену госконтракта до 0,5% от НМЦК, и оператор ЭТП объявит торги на право заключения контракта. Предельная сумма такого контракта составляет 100 млн р.
Наказание за привлечение субподрядчика к тем работам по госконтракту, которые исполнитель должен был выполнить самостоятельно, осталось прежним – 5% от стоимости данных работ.
Если не было исполнено обязательство, стоимость которого не может быть высчитана, то штраф устанавливается в размере 1000 р. при цене контракта до 3 млн р., 5000 р. – от 3 до 50 млн р., 10000 р. – от 50 до 100 млн р., 100000 р. – свыше 100 млн р.
В сфере закупок применяются две формы неустоек. Они кардинально отличаются друг от друга, и заменять одну на другую непозволительно.
- Пени — начисляются за просрочку исполнения обязательств. Например, когда исполнитель должен поставить товар сегодня, а поставляет через месяц.
- Штрафы — за некачественное исполнение (кроме случаев просрочки), неисполнение обязательств по контракту. Например, исполнитель поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте.
Все штрафы и пени заказчики отражают в тексте контракта, а также прописывают их в проекте. Чтобы себя подстраховать организаторы торгов максимально указывают все возможные штрафы и неустойки, т.к. на этапе разработки проекта они не всегда знают сумму контракта, от которой зависит неустойка. Поэтому поставщику следует внимательно изучать закупочную документацию и знать, что его ждет в случае ненадлежащего исполнения обязательств, и если он не будет укладываться в срок.
В проект заказчики включают:
- размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств (кроме просрочки);
- размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (кроме просрочки), в т.ч. гарантийное обязательство;
- размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком и заказчиком обязательства, начиная со дня окончания установленного срока.
Постановление 1042 от 30 08 17 комментарии
Порядок определения санкции за ненадлежащее исполнение строительных работ, в том числе в рамках реконструкции капитальных объектов, устанавливается соответствующими правилами определения штрафов за неисполнение перечня обязанностей, прописанных в официальном контракте. Фактическая сумма штрафных санкций определяется в положениях договора, что предусматривается пунктами №3-9 рассматриваемых правил по нормативному акту.
Утвердить прилагаемые: Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом; изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2021 г. N «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения
N 1063 Скачать вложения:
- Орган власти Орган власти Апелляционный суд Верховный суд Высший арбитражный суд РФ Государственная Дума РФ Кассационный суд Министерство здравоохранения РФ Министерство природных ресурсов и экологии РФ Министерство промышленности и торговли РФ Министерство связи и массовых коммуникаций РФ Министерство финансов РФ Министерство экономического развития РФ Минстрой РФ Не определено Правительство РФ Суд первой инстанции Торгово-промышленная палата РФ Федеральная антимонопольная служба РФ Федеральная налоговая служба Федеральная служба государственной статистики Федеральное казначейство РФ
- Номер документа
- Вид документа Вид документа Методические рекомендации Определение Письмо План Постановление Приказ Проект Разъяснения Распоряжение Решение Руководство, документация Федеральный закон
- Ключевая
Утвердить прилагаемые: Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом; изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2021 г.
Комментарий к постановлению правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.
Согласно Постановлению Правительства №1042 от 2020 года, был отменен ранее действующий порядок расчета штрафных санкций по Постановлению Правительства №1063. Новые правила начали применяться с сентября 2020 года.
Размер штрафных санкций, как и раньше, устанавливается в виде фиксированной суммы, которая рассчитывается как определенный процент от цены контракта. В качестве базового показателя для расчетов могут выступать также этапы исполнения госконтракта, если такие были предусмотрены.
Штрафы для заказчиков также могут быть установлены в фиксированном значении, то есть как определенная сумма в рублях. Так, если цена контракта свыше 100 млн р., то размер штрафа составляет 100 тыс. р.
В качестве других изменений в законодательстве, которые были внесены Постановлением Правительства №1042, можно выделить следующие:
- детализированы штрафные санкции за факт неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контрактам с ценой свыше 100 млн р.;
- внедрены новые правила расчета штрафных санкций по госконтракту, который подписан по итогам закупки среди представителей малого бизнеса или НКО;
- установлены правила расчета штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам без стоимостного выражения;
- прописаны правила расчета штрафов по контрактам, которые заключены с победителями, предложившими наиболее высокую цену;
- указано условие о том, что сумма начисленных штрафов и пени за неисполнение обязательств по контракту не может превышать его цены.
Согласно новым правилам, стороны могут штрафовать друг друга за каждый факт нарушения условий госконтракта. Раньше этот вопрос решался в судебном порядке, так как данный вопрос не был законодательно урегулирован, и практика была достаточно неоднозначной.
Измененные правила начисления штрафных санкций стали более детализированные и понятные.
Рассмотрим, как изменился размер штрафов для исполнителей или поставщиков с принятием нового Правительственного Постановления. Если штрафные санкции начисляются в рамках закупок без ограничения круга участников, то они по прежним правилам устанавливались в следующем размере:
- 10% при цене контракта до 3 млн р.;
- 5% — от 3 до 50 млн р.;
- 1% — от 50 до 100 млн р.;
- 0,5% — от 100 млн р.
С сентября 2020 года было увеличено число ценовых диапазонов, на основании которых рассчитывают штраф. Теперь они начисляются следующим образом:
- 10% — при НМЦК госконтракта или этапа до 3 млн р.;
- 5% — от 3 до 50 млн р.;
- 1% — от 50 до 100 млн р.;
- 0,5% — от 100 до 500 млн р.;
- 0,4% — от 500 млн р. до 1 млрд р.;
- 0,3% — от 1 до 2 млрд р.;
- 0,25% — от 2 до 5 млрд р.;
- 0,2% — от 5 до 10 млрд р.;
- 0,1% — при цене контракта свыше 10 млрд р.
В отношении закупок, в которых могут принять участие только представители малого бизнеса, раньше применялись две группы штрафов. Для контрактов до 3 млн р. – 10%, свыше – 5%. С 2020 года величина штрафов для НКО и представителей малого бизнеса уменьшилась:
- 3% при цене контракта до 3 млн р.;
- 2% — от 3 до 10 млн р.;
- 1% — при цене от 10 до 20 млн р. (свыше 20 млн р. закупки среди малого бизнеса не проводятся).
Если заказчик должен был привлечь к исполнению заказа представителя малого бизнеса, но не сделал этого, то штраф для него составляет 5% от объема работ, который должен был выполнить субподрядчик.
Были введены штрафы для победителей в госзакупке на право заключить контракт.
- 10% от НМЦК — если НМЦК до 3 млн р.;
- 5% от НМЦК — от 3 млн до 50 млн р.
- 1% от НМЦК — от 50 млн до 100 млн р.
Такая ситуация может возникнуть в ходе электронного аукциона, когда участники снизят цену госконтракта до 0,5% от НМЦК, и оператор ЭТП объявит торги на право заключения контракта. Предельная сумма такого контракта составляет 100 млн р.
Наказание за привлечение субподрядчика к тем работам по госконтракту, которые исполнитель должен был выполнить самостоятельно, осталось прежним – 5% от стоимости данных работ.
Если не было исполнено обязательство, стоимость которого не может быть высчитана, то штраф устанавливается в размере 1000 р. при цене контракта до 3 млн р., 5000 р. – от 3 до 50 млн р., 10000 р. – от 50 до 100 млн р., 100000 р. – свыше 100 млн р.
Для взыскания штрафных санкций заказчику следует написать исполнителю письменную претензию. Штрафы взыскиваются из суммы, которая подлежит к выплате подрядчику из обеспечения контракта либо из внесенного поставщиком исполнения по контракту (из банка, выдавшего банковскую гарантию за поставщика).
Поставщик имеет право оспорить штрафные санкции в судебном порядке. Например, если он не мог своевременно приступить к работам из-за отсутствия у него нужной документации от заказчика. Суд в ходе рассмотрения дела по существу освободит поставщика от штрафов, удовлетворит требования заказчика полностью или частично.
Если говорить о расчете применяемых штрафных санкций для исполнителя или поставщика, то для них все расчеты проводятся на основании ранее определенной при объявлении закупочной процедуры начальной максимальной цены контракта, в то время как до сентября 2017 года данный расчет производился от определенной по итогам закупочной процедуры цены самого контракта или договора.
В на��тоящее время значения штрафов выглядят следующим образом:
- если начальная максимальная цена контракта не превышает трех миллионов рублей, то штраф составляет десять процентов от этого значения. До 2020 года процентное соотношение было таким же, но считалось, как уже говорилось выше, от определенной по итогам проведенной процедуры цены контракта;
- если начальная максимальная цена контракта или договора находится в диапазоне от трех до пятидесяти миллионов, то размер штрафа составит пять процентов от этого ценового значения;
- в случае нахождения начальной максимальной цены контракта в диапазоне от пятидесяти до ста миллионов рублей размер штрафа составляет один процент от значения НМЦК;
- при превышении НМЦК предела в сто миллионов рублей, но до порога в пятьсот миллионов, значение суммы штрафа рассчитывается, как 0,5 процента от размера начальной максимальной цены контракта или договора (до 2020 года такой градации не было, а значение штрафа считалось одинаково для всех контрактов, превышающих сто миллионов рублей по своей стоимости);
- если начальная максимальная цена контракта или договора попадает в диапазон от пятисот миллионов рублей до одного миллиарда, то штраф будет равен 0,4 процента от значения НМЦК;
- в случае с начальной максимальной ценой контракта или договора от одного до двух миллиардов рублей штраф будет считаться, как 0,3 процента от значения НМЦК, установленного для объявленной процедуры закупки;
- если начальная максимальная цена контракта или договора установлена в диапазоне от двух до пяти миллиардов рублей, то процентное отношение штрафа к значению НМЦК будет равняться 0,25 процента;
- в случае использования диапазона для начальной максимальной цены по контракту или договору от пяти до десяти миллиардов рублей размер штрафа будет считаться, как 0,2 процента от значения начальной максимальной цены;
- если установленная на момент проведения процедуры по определению исполнителя по контракту стоимость такого контракта свыше десяти миллиардов рублей, то сумма штрафа будет установлена в размере 0,1 процента от значения начальной максимальной цены контракта или договора.
В случае если речь идет о контракте, который был заключен во исполнение положений пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», размер штрафных санкций будет назначаться на основании последних (от 14 августа 2019 года) изменений и будет равняться одному проценту от цены заключенного контракта, но в диапазоне от одной до пяти тысяч рублей, в то время как ранее размер штрафа варьировался в зависимости от стоимости заключенного контракта по итогам определения победителя.
В том случае, если произошло снижение установленной начальной максимальной цены контракта до значения в 0,5%, происходит объявление торгов на право заключить контракт. По итогам таких торгов для их победителя за ненадлежащее исполнение контракта или договора могут быть установлены следующие размеры штрафов:
- если начальная максимальная цена контракта, установленная для проведения закупочной процедуры, составляет менее трех миллионов рублей, штраф будет равен десяти процентам от этого значения;
- если значение начальной максимальной цены контракта находится в диапазоне от трех до пятидесяти миллионов, то штраф будет равен пяти процентам от значения НМЦК;
- для начальной максимальной цены контракта от пятидесяти до ста миллионов рублей размер штрафа будет равен одному проценту.
Возможность определения исполнителя по контракту именно путем проведения торгов на право заключения доступна только для тех потенциальных соглашений, начальная максимальная цена которых не превышает сто миллионов рублей.
Размер штрафных санкций для государственного и муниципального заказчика по 44-ФЗ также изменился. До сентября 2020 года они определялись в виде фиксированной величины в размере;
- 2,5% от цены контракта, которая не превышала 3 млн р.;
- 2% — при цене контракта 3-50 млн р.;
- 1,5% — при цене от 50 до 100 млн р.;
- 0,5% — при цене более 100 млн р.
Теперь штрафы не рассчитываются в каждом случае, а начисляются в виде определенной суммы:
- 1000 р. – при цене контракта до 3 млн р.;
- 5000 р. — от 3 до 50 млн р.;
- 10000 р. – от 50 до 100 млн р.;
- 100000 р. – свыше 100 млн р.
Таким образом, твердая сумма штрафов во многих случаях привела к снижению материальной ответственности заказчика.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.