Как учитывать основные средства стоимостью до 100 000 рублей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учитывать основные средства стоимостью до 100 000 рублей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно п. 32 ФСБУ 6/2020 сумма амортизации объекта ОС за отчётный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.

Документальное оформление

Решение комиссии о ликвидации основного средства оформляется актом на списание объекта основных средств по форме № ОС-4 (п. 78 Методических указаний). Данная форма акта может применяться (с 1.01.2013 не обязательна) при списании с учета всех видов объектов основных средств, за исключением автотранспорта. При желании вы можете самостоятельно разработать и утвердить форму акта на списание ОС. При ликвидации автотранспорта используется акт по форме № ОС-4а.

Списываемый объект должен быть четко идентифицирован, поэтому в акте указываются данные, характеризующие актив: дата принятия основного средства к учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты. В обязательном порядке в акте указывают на нецелесообразность дальнейшей эксплуатации объекта и нерациональность его модернизации. Кроме того, в акте описывается состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов и указывается возможность их дальнейшего использования, например для ремонта других объектов.

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. Один экземпляр оформленного акта на списание актива остается у материально ответственного лица. Второй экземпляр передается в бухгалтерию для оформления учетных записей. На основании этого документа в инвентарной карточке списываемого объекта ставится отметка о его выбытии. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся обособленно не менее пяти лет. Реальный срок хранения таких карточек определяет руководитель фирмы (п. 80 Методических указаний).

Отметим, что порядок документального оформления списания объекта основных средств не зависит от величины начисленной амортизации и применяется даже в том случае, если объект полностью самортизирован. Только при списании автотранспортного средства документооборот немного увеличивается. Ведь в бухгалтерию вместе с актом передается документ, подтверждающий снятие автомобиля с учета в Госавтоинспекции.

Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, учитываются в составе внереализационных расходов. Основание — подпункт 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

При использовании налогоплательщиком в налоговом учете метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ) Поскольку стоимость объекта полностью погашена, то расхода, связанного со списанием недоначисленной амортизации, не возникает. Но затраты организации, осуществленные при ликвидации самортизированного основного средства, можно учесть при исчислении налога на прибыль. Причем признаются не только затраты, произведенные самой компанией, но и связанные с оплатой соответствующих услуг сторонних организаций. Ведь не всегда фирма может самостоятельно демонтировать и утилизировать ликвидируемый объект.

Как уже говорилось, списание основного средства производится на основании приказа руководителя и акта о списании, подписанного членами комиссии. При этом акт о списании объекта может быть полностью оформлен только после завершения работ по ликвидации.

При разборке основного средства нередко остаются материалы, агрегаты и узлы, пригодные для дальнейшего использования либо для сдачи в утиль или металлолом. Стоимость подобных материальных ценностей учитывается в составе внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ). Исключение составляют случаи, предусмотренные (п.п. 18 п.1 ст.251 НК РФ). Датой признания таких доходов является дата подписания акта о ликвидации амортизируемого имущества (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ). При этом в акте отражаются сведения о материальных ценностях, полученных при демонтаже и разборке объекта. Напомним, что сумма указанного внереализационного дохода рассчитывается как текущая рыночная стоимость полученных материалов (п. 5 ст. 274 и п. 1 ст. 40 НК РФ).

Факт возникновения дохода не зависит от того, будут оприходованные материалы, полученные в результате ликвидации актива, в дальнейшем использованы в хозяйственной деятельности или нет (см. письмо Минфина России от 19.05.2008 № 03-03-06/2/58).

Впоследствии при использовании рассматриваемых материальных ценностей в хозяйственной деятельности компания сможет учесть их стоимость в составе материальных расходов в сумме, равной величине налога, исчисленного с дохода, указанного в пункте 13 статьи 250 НК РФ (учтенного при оприходовании этих ценностей). Об этом говорится в пункте 2 статьи 254 НК РФ2.

Поступления от продажи основного средства признаются прочими доходами организации (п. 7 ПБУ 9/99). При этом остаточная стоимость выбывающего объекта списывается с бухгалтерского учета в прочие расходы организации (п. 11 ПБУ 10/99). Также к прочим расходам относятся и затраты, связанные с продажей основного средства. Понятно, что при реализации самортизированного объекта расходы в виде остаточной стоимости отсутствуют.

Обратите внимание: в бухучете не предусмотрено применение амортизационной премии. Соответственно, если в налоговом учете при продаже основного средства амортизационная премия восстанавливается, в бухучете необходимо применить положения ПБУ 18/02 и отразить постоянную разницу, что приводит к появлению постоянного налогового обязательства (п. 4 и 7 ПБУ 18/02).

Списать или провести переоценку

Тот факт, что остаточная стоимость актива достигла нуля, сам по себе не является основанием для его списания. Основные средства с нулевой стоимостью, хотя и не отраженные в балансе, продолжают отражаться на счете 01 по первоначальной стоимости и на счете 02, их амортизация равна первоначальной стоимости. И компания вполне может продолжать использовать их по прямому назначению. А подлежат списанию основные средства по другим причинам:

  • когда ОС, независимо от величины остаточной стоимости, приходит в негодность;
  • в связи с его отчуждением (продажа, уступка в счет погашения долга, уступкой безвозмездно в пользу другого лица или в качестве вклада в уставной капитал и др).

Что же касается переоценки полностью амортизированного, но еще используемого основного средства, то делать ее вы не обязаны, и в ней нет смысла. Ведь до сих пор действует ПБУ 6/01, переоценка требует перерасчета уже накопленных сумм амортизации. Следовательно, сумма, на которую увеличится первоначальная стоимость основных средств, будет равна сумме, на которую увеличится накопленная амортизация по ним. А остаточная стоимость останется нулевой.

А перейдя на ФСБУ 6/2020 в межнеформальный период, вы сможете списать только те основные средства, которые будут иметь незначительную стоимость для вашей компании. Это должно быть закреплено в учетной политике на 2022 год. Если у вас есть такие несущественные основные средства, спишите их с первого января 2022 года:

  • Дебет 84 Кредит 01: списана первоначальная стоимость основных средств, являющихся малозначительными активами;
  • Дебет 02 Кредит 84 — списана накопленная амортизация основных средств, являющихся малозначительными активами.

Для бухгалтера изменился лишь перечень отражаемых операций

Прежде решение о прекращении использования имущества отдельно не отражалось. С переходом на стандарт «Основные средства» это решение стало признаваться объектом бухучета.

Важно, что бухгалтер не может решать сам, когда и какое имущество списать с баланса. Он лишь отражает в учете документально подтвержденные факты хозяйственной жизни — решения комиссий о прекращении использования объектов.

Минфин разъяснил, что федеральные стандарты изменяют порядок учета по отраженным до их вступления в силу объектам, только если это предусмотрено переходными положениями соответствующих стандартов. В стандарте «Основные средства» переходные положения для неиспользуемых объектов не предусмотрены.

Это можно объяснить только тем, что правила отражения уже принятых на учет основных средств стандартом не изменяются. При этом правила отражения новой операции с объектом — решения прекратить его использование — предусмотрены стандартом впервые. Соответственно, изменений таких правил не происходит и переходные положения не требуются.

Получается, что по правилам учета бухгалтер отражает прекращение использования только тогда, когда получит решение инвентаризационной комиссии или комиссии по поступлению и выбытию активов. Выяснять информацию об использовании объекта у других сотрудников учреждения, чтобы обеспечить отражение такой информации в учете, бухгалтер не должен.

Определение срока полезного использования (СПИ)

Для каждого объекта основных средств организация определяет срок полезного использования. СПИ объекта основных средств — это (п. 8 ФСБУ 6/2020):

  • период в единицах времени, в течение которого использование объекта основных средств будет приносить экономические выгоды организации (общее правило). Может быть установлен как отчетный период, за который составляется промежуточная или годовая бухгалтерская отчетность (год) (ч.ч. 1, 4 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.п. 29, 33 ФСБУ 6/2020);
  • в натуральных единицах (количество продукции, объем работ), которое организация ожидает получить от использования объекта основных средств. Устанавливается в штуках, квадратных метрах, тоннах и т.п. (для отдельных объектов основных средств).

СПИ объекта основных средств определяется исходя из (п. 9 ФСБУ 6/2020):

  • ожидаемого периода эксплуатации с учетом производительности или мощности, нормативных, договорных и других ограничений эксплуатации, намерений руководства организации в отношении использования объекта;
  • ожидаемого физического износа с учетом режима эксплуатации (количества смен), системы проведения ремонтов, естественных условий, влияния агрессивной среды и иных аналогичных факторов;
  • ожидаемого морального устаревания, в частности, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи основных средств;
  • планов по замене основных средств, модернизации, реконструкции, технического перевооружения.

ФСБУ 6/2020 «Основные средства»

Для организации учета основных средств в 2022 году согласно правилам нового ФСБУ нужно произвести инвентаризацию ОС по состоянию на 1 января 2022 года. Если этого не было сделано в конце прошлого года, инвентаризацию нужно сделать хотя бы сейчас, оформив документацию задним числом.

Нужно сгруппировать основные средства (недвижимые объекты, транспортные средства и т.д.), сделав классификацию по возможности более удобной для учета. Например, можно классифицировать транспортные средства на грузовые и легковые и др.

Также нужно закрепить в учетной политике лимит стоимости основных средств на 2022 год. Удобно для этого брать 100 тыс. руб., и тогда бухгалтерский учет будет максимально приближен к налоговому.

Кроме того, нужно организовать бухучет основных средств, стоимость которых списана в учете (т.е. самортизирована), но по факту эти объекты используются и дальше.

На основании положений ФСБУ 6/2020 предлагается при необходимости пересмотреть срок полезного использования ОС (в сторону увеличения или уменьшения). Компаниям не обязательно это делать, но желательно, когда у них в собственности есть сильно устаревшие основные средства.

ФСБУ 6/2020: как по-новому учитывать основные средства с 1 января 2022 года

Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

Читайте также:  Регистрация граждан России по месту жительства и пребывания в 2022 году

О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».

Срок полезного использования определяется исходя из:

  • ожидаемого срока получения экономических выгод;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • др. методов, описанных в п. 35 Стандарта

При начислении амортизации основных средств в бюджетном учете применяется следующий порядок:

  • на объект ОС стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;
  • на объект ОС стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется, стоимость объекта сразу списывается в затраты, далее ОС учитывается на забалансовом счете 21;
  • на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;
  • на иной объект ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию».

Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».

В бюджетном учреждении по приказу 174н для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410, 010440410, 010460410, 010490410).

Операции по начислению амортизации на объекты учета операционной аренды отражаются по дебету счета 040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом», 040120229 «Расходы на арендную плату за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960224, 010960229, 010970224, 010970229, 010980224, 010980229) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010440000 «Амортизация прав пользования активами».

Для учета основных средств при их выбытии также используются отдельные счета аналитического учета счета 010100000 «Основные средства», заканчивающиеся на 410 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих ОС.

Подборку практических рекомендаций по списанию определенных видов ОС в учете бюджетников смотрите в аналитическом обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры. А в этой публикации вы найдете образец приказа о списании ОС в бюджетном учреждении.

Рассмотрим в таблице основные проводки по учету выбытия ОС на примере бюджетного учреждения (приказ 174н).

Проводка

Описание проводки в учете основных средств

Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271)

Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410))

Дт 21 «Основные средства стоимостью до 10 000 рублей включительно в эксплуатации»

Ввод в эксплуатацию ОС стоимостью до 10 000 руб.

Дт 040120281 «Расходы по безвозмездным перечислениям капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям», 040120251 «Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам бюджетной системы РФ»

Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)

Безвозмездная передача объекта (по балансовой стоимости)

Дт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410)

Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)

Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)

Продажа ОС

Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

Акт на списание ос в казенном учреждении

4. Может ли имущество, отнесенное к материальным запасам, использоваться в течение периода, превышающего 12 месяцев?

Может. Объясняется это следующим образом.

Одним из критериев отнесения имущества к материальным запасам согласно п. 99 Инструкции № 157н*(7) является срок использования, составляющий 12 месяцев и менее. Более того, для многих бухгалтеров при классификации имущества на основные средства или материальные запасы срок использования является ключевым критерием.

В то же время в п. 99 Инструкции № 157н представлен список имущества, относимого к материальным запасам независимо от срока службы. Это, например, бензомоторные пилы или предметы, предназначенные для выдачи напрокат.

Кроме того, как показала недавняя позиция судей (Решение АС Республики Карелия от 03.02.2021 по делу № А26-7090/2020), классификация имущества в качестве основных средств или материальных запасов относится к компетенции организации бюджетной сферы. И если должностные лица обоснованно определили срок использования имущества менее 12 месяцев и отнесли его к материальным запасам, тот факт, что имущество используется более 12 месяцев не означает, что при классификации было принято неправильное решение.

5. Нужно ли при формировании первоначальной стоимости материальных запасов обязательно использовать счет 106 04 «Вложения в материальные запасы»?

Использование счета 106 04 не обязательно.

Данный вопрос возникал у всех бухгалтеров при прочтении Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта «Запасы», доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075. В данном письме счет 106 04 применяется повсеместно при принятии к учету материальных запасов.

Однако положения Инструкций №№ 162н, 174н и 183н*(8) содержат и «прямые» бухгалтерские записи для принятия к учету материальных запасов на соответствующий счет 105 00 сразу со счета 302 34 или 208 34 без использования счета 106 04 (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н). При этом, если необходимо сформировать первоначальную стоимость материального запаса, то необходимо сначала «собрать» ее именно на счете 106 04 и только потом отразить принятие к учету материального запаса по сформированной стоимости.

6. Можно ли учитывать материальные запасы по КФО «5»?

Запрета на учет материальных запасов, приобретенных за счет средств субсидии на иные цели (КФО «5»), по КФО «5» нормативно не установлено.

Сомнение по поводу возможности учета материальных запасов с указанием в 18 разряде номера счета КФО «5» возникает из-за запрета для учета по КФО «5» основных средств. Иными словами, основные средства, приобретенные за счет средств целевой субсидии, должны быть приняты к учету по КФО «4». Это следует из п. 11.2 письма Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 №№ 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2020 год». Аналогичная информация содержалась и ранее в письмах по отчетности.

В названном письме приведен список счетов, по которым не предусматривается формирование показателей в отчетности. Это счета 7 101 10 000, 7 106 10 000, 5 101 00 000, 6 101 00 000. Как видно, счета 5 105 00 000 среди них нет. Соответственно, материальные запасы можно отражать в учете и отчетности по КФО «5».

7. Нужно ли переводить запчасти со счета 0 105 36 346 на счет 0 105 36 347 при принятии решения о создании из них основного средства?

Глобальные изменения в учете основных средств с 2022 года

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:

  • запчасти для ремонта машин и оборудования;
  • спецоборудование для НИОКР;
  • семена, удобрения, посадочные материалы;
  • реактивы, химическая посуда, радиодетали;
  • материальные запасы специального назначения и др.

Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:

  1. Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
  2. Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
  3. Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
  4. Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.

Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице.

КВР

КОСГУ

Примечание

Код

Бюджетные статьи расходов с расшифровкой

Код

Наименование

Суть поправки

Соответствующая норма Кодекса

Дата вступления в силу

К расходам на НИОКР добавлены затраты на приобретение исключительных прав на изобретения, программы для ЭВМ, базы данных и ряд других. Есть условие: указанные права должны быть использованы исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках

новый подп. 3.2 п. 2 ст. 262 НК РФ

1 января 2022 года

Уточнено: нельзя включать в расходы не только пени, штрафы и другие санкции, перечисляемые в бюджет, но еще «платежи в целях возмещения ущерба»

новая редакция подп. 2 ст. 270 НК РФ

1 января 2022 года

Регионы вправе вводить пониженную ставку по налогу, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, для тех, кто занимается предоставлением по лицензионному договору прав использования результатов интеллектуальной деятельности. Есть условие: необходим раздельный учет доходов (расходов) от этой и других видов бизнеса

новый п.1.8-3 ст. 284 НК РФ

2 августа 2021 года

Библиотеки, архивы, музеи и ряд других организаций, занимающихся творческой, культурной, развлекательной деятельностью и искусством освобождены от авансовых платежей по прибыли и от сдачи деклараций за отчетные периоды 2020 и 2021 год. Для них установлены отдельные сроки уплаты налога за 2020 год

новый п. 3.1 ст. 286 НК РФ;

новый п. 6 ст. 287 НК РФ;

новая редакция п. 1 ст. 289 НК РФ

2 августа 2021 года

Налоговым агентом по прибыли признается не только организация, но и ИП, который выплачивает доходы иностранной компании, не связанные с представительством в РФ

новая редакция п.4 ст. 286 НК РФ

2 августа 2021 года

Властям субъектов РФ дано право вводить региональные особенности по инвестиционному вычету в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств

новые подп. 4.1 и 4.2 п.6 ст. 286.1 НК РФ

2 августа 2021 года

Уточнено: для освобождения налогового агента от обязанности по удержанию и уплате налог на прибыль нужен документ о постановке иностранной компании-получателя дохода на учет в налоговых органах (ранее требовалась нотариально заверенная копия свидетельства)

новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ

2 августа 2021 года

Программа разработки федерального стандарта БУ на 2019 — 2021 годы утверждена Приказом Минфина России от 05.06.2019 № 83н.

Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть

А по остальным ОС, включая полностью самортизированные, на дату начала применения ФСБУ 6/2020 (это 1 января 2022 г.) нужно будет пересмотреть их балансовую стоимость.

После пересмотра она должна быть больше нуля. Для таких ОС должен быть пересмотрен (увеличен) оставшийся срок полезного использования, а также определена ликвидационная стоимость.

Ликвидационная стоимость — это расчетная величина, определяющая стоимость, которую фирма получила бы в случае выбытия ОС (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат, которые могут возникнуть в связи с выбытием объекта. Для определения ликвидационной стоимости предполагается, что объект достиг окончания срока полезного использования и находится в состоянии, характерном для конца такого срока.

Ликвидационная стоимость считается равной нулю, если:

  • фирма не ожидает поступления от выбытия объекта в конце срока полезного использования;
  • ожидаемая сумма не является существенной;
  • ожидаемая сумма не может быть определена.

Разницу между амортизацией, определенной по новым правилам, и амортизацией, учтенной ранее, нужно списать на нераспределенную прибыль (п. 50 ФСБУ 6/2020).

Нераспределенная прибыль увеличится на сумму амортизации, которая ранее начислялась (отражалась в расходах) быстрее. Ведь при вводе ОС в эксплуатацию срок полезного использования был установлен более короткий по сравнению с реальным (вновь установленным) сроком эксплуатации ОС. В течение оставшегося нового срока полезного использования будут признаны расходы, равные сумме амортизации, отраженной на счете 84 при переходе на ФСБУ 6/2020.

Поясним на примере.

На 1 января 2020 г. в учете фирмы числится ОС, у которого:

  • первоначальная стоимость – 100 000 рублей;
  • срок полезного использования – 5 лет;
  • истекший срок полезного использования – 5 лет;
  • способ амортизации – линейный;
  • начисленная амортизация: 100 000 руб.

На 1 января 2022 в отношении этого ОС фирма установила:

  • ликвидационную стоимость — 20 000 рублей;
  • способ амортизации – линейный;
  • срок полезного использования — 6 лет;
  • оставшийся срок полезного использования — 1 год (6 — 5).

Рассчитаем накопленную амортизацию по ОС по правилам ФСБУ 6/2020. Она окажется равной 80 000 руб. ((100 000 – 20 000) : 6 х 5). Разницу в сумме 20 000 (100 000 – 80 000) нужно отнести на увеличение нераспределенной прибыли:

Дебет 02 Кредит 84

— 20 000 руб. – скорректирована амортизация по ОС.

Обратите внимание, этот способ корректировки амортизации относится к упрощенному порядку перехода на новый стандарт. Он предусмотрен пунктом 49 ФСБУ 6/2020 и разрешен пунктом 15 1/2008, когда фирма не может с достаточной надежностью пересчитать сравнительные показатели ретроспективным способом. Укажите на это в учетной политике.

Итак, обобщим все сказанное.

Если вы решили применять упрощенный способ перехода на ФСБУ 6/2020, то по состоянию на 1 января 2022 года вам нужно сделать следующее.

  1. Скорректируйте состав объектов ОС — спишите балансовую стоимость объектов, являющихся несущественными активами. Стоимостной лимит признания имущества в качестве ОС установите в учетной политике.
  2. Скорректируйте балансовую стоимость ОС. Для этого по каждому объекту установите ликвидационную стоимость.
  3. Проверьте применяемый срок полезного использования и способ начисления амортизации и измените их, если это необходимо.
  4. Рассчитайте по правилам ФСБУ 6/2020 сумму накопленной амортизации за истекший срок полезного использования исходя из:
    — первоначальной стоимости (с учетом переоценок, если они проводились), сформированной до начала применения стандарта;
    — установленной на дату перехода ликвидационной стоимости;
    — способа амортизации, установленного ранее;
    — срока полезного использования ОС, скорректированного на дату перехода;
    — истекшего срока полезного использования на дату перехода.
    5. Рассчитайте новую балансовую стоимость ОС путем вычитания из первоначальной стоимости с учетом переоценок суммы амортизации, накопленной за истекший срок полезного использования, рассчитанной по правилам ФСБУ 6/2020.
    6. Прежнюю балансовую стоимость скорректируйте на полученную разницу путем корректировки суммы накопленной амортизации через счет 84 (п. 50 ФСБУ 6/2020).

Написать комментарий

      4. Может ли имущество, отнесенное к материальным запасам, использоваться в течение периода, превышающего 12 месяцев?

      Может. Объясняется это следующим образом.

      Одним из критериев отнесения имущества к материальным запасам согласно п. 99 Инструкции № 157н*(7) является срок использования, составляющий 12 месяцев и менее. Более того, для многих бухгалтеров при классификации имущества на основные средства или материальные запасы срок использования является ключевым критерием.

      В то же время в п. 99 Инструкции № 157н представлен список имущества, относимого к материальным запасам независимо от срока службы. Это, например, бензомоторные пилы или предметы, предназначенные для выдачи напрокат.

      Кроме того, как показала недавняя позиция судей (Решение АС Республики Карелия от 03.02.2021 по делу № А26-7090/2020), классификация имущества в качестве основных средств или материальных запасов относится к компетенции организации бюджетной сферы. И если должностные лица обоснованно определили срок использования имущества менее 12 месяцев и отнесли его к материальным запасам, тот фа��т, что имущество используется более 12 месяцев не означает, что при классификации было принято неправильное решение.

      5. Нужно ли при формировании первоначальной стоимости материальных запасов обязательно использовать счет 106 04 «Вложения в материальные запасы»?

      Использование счета 106 04 не обязательно.

      Данный вопрос возникал у всех бухгалтеров при прочтении Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта «Запасы», доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075. В данном письме счет 106 04 применяется повсеместно при принятии к учету материальных запасов.

      Однако положения Инструкций №№ 162н, 174н и 183н*(8) содержат и «прямые» бухгалтерские записи для принятия к учету материальных запасов на соответствующий счет 105 00 сразу со счета 302 34 или 208 34 без использования счета 106 04 (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н). При этом, если необходимо сформировать первоначальную стоимость материального запаса, то необходимо сначала «собрать» ее именно на счете 106 04 и только потом отразить принятие к учету материального запаса по сформированной стоимости.

      6. Можно ли учитывать материальные запасы по КФО «5»?

      Запрета на учет материальных запасов, приобретенных за счет средств субсидии на иные цели (КФО «5»), по КФО «5» нормативно не установлено.

      Сомнение по поводу возможности учета материальных запасов с указанием в 18 разряде номера счета КФО «5» возникает из-за запрета для учета по КФО «5» основных средств. Иными словами, основные средства, приобретенные за счет средств целевой субсидии, должны быть приняты к учету по КФО «4». Это следует из п. 11.2 письма Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 №№ 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2020 год». Аналогичная информация содержалась и ранее в письмах по отчетности.

      В названном письме приведен список счетов, по которым не предусматривается формирование показателей в отчетности. Это счета 7 101 10 000, 7 106 10 000, 5 101 00 000, 6 101 00 000. Как видно, счета 5 105 00 000 среди них нет. Соответственно, материальные запасы можно отражать в учете и отчетности по КФО «5».

      7. Нужно ли переводить запчасти со счета 0 105 36 346 на счет 0 105 36 347 при принятии решения о создании из них основного средства?

      8. На какие коды КОСГУ отнести расходы по формированию первоначальной стоимости основных средств?

      Согласно пп. 10.2.8, 11.1 Порядка № 209н*(11) расходы на приобретение основных средств относятся на статью 310 КОСГУ, а расходы, формирующие стоимость основного средства — на подстатью 228 КОСГУ. Таким образом, расходы, формирующие первоначальную стоимость основного средства и относимые в дебет счета 106 01, относятся на коды КОСГУ в следующем порядке:

      • на статью 310 КОСГУ в части стоимости самого основного средства;
      • на подстатью 228 КОСГУ в части стоимости работ, услуг, необходимых для доведения объекта основного средства до состояния, пригодного для эксплуатации. Например, расходы на доставку основного средства, включаемые согласно решению комиссии по поступлению и выбытию активов в его первоначальную стоимость (относимые в дебет счета 106 01), относятся на подстатью 228 КОСГУ, но не на подстатью 222 КОСГУ. На код 222 КОСГУ расходы по доставке основного средства могут относиться тогда, когда комиссией принято решение о том, что они не формируют первоначальную стоимость основного средства.

      9. Как учитывать пожарную сигнализацию?

      Согласно положениям пп. 38, 39, 45 Инструкции № 157н*(7) и пп. 7, 8 Федерального стандарта «Основные средства»*(12) пожарная сигнализация может быть учтена двумя способами:

      • если пожарная сигнализация содержит элементы, которые могут быть приняты к учету в качестве основных средств, то они учитываются на соответствующем счете 101 00 «Основные средства», а остальные расходы списываются на финансовый результат текущего года (в дебет счета 401 20 или счета 109 00).
      • если сигнализация не содержит элементов, удовлетворяющих критериям отнесения к основным средствам, то все расходы списываются на финансовый результат текущего года (в дебет счета 401 20 или счета 109 00).

      Несмотря на изложенный общий порядок учета, основанный на положениях нормативных правовых актов, нельзя не отметить, что специалисты Минфина России предусматривают учет единых функционирующих систем, к которым в том числе относится и пожарная сигнализация, как самостоятельного объекта основного средства (письмо Минфина России от 16.05.2019 № 02-05-10/35563). Однако судебная практика показывает, что такой вариант учета нередко вызывает претензии контролирующих органов.

      10. Как отразить в учете возврат сотрудником имущества, полученного в личное пользование?

      Как списать основные средства бюджетного учреждения

      Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

      • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
      • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
      • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
      • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

      Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

      Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

      Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

      • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
      • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
      • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
      • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

      Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

      Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

      Как и в БУ, в ООО процедура списания устаревшего имущества схожа с аналогичным процессом в БУ. Поводом для списания ОС с бухгалтерского учета служит ведомость дефектов. Списание представляет собой итоговую хозяйственную операцию при постоянном использовании объекта ОС, она включает в себя следующие действия:

      • Тщательная диагностика текущего технического состояния каждой единицы, находящейся на балансе ОС;
      • Оформление нужной регламентирующей документации;
      • Получение соответствующего разрешения на списания у официального собственника;
      • Проведение демонтажа и разборки техники;
      • Проведение утилизации и процесса списания с основного балансового учета.

      Чтобы не было ошибок в последовательности действий и оформлении документов, нужно соблюдать принятый порядок списания ценного оборудования.

      Акт списания материалов образец бланк Учет доходов и расходов в бюджетном учреждении. Мягкий инвентарь счет 105 05 000 белье рубашки, сорочки, халаты постельное белье и принадлежности.На странице представлен образец бланка документа Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря в учреждениях бюджетного учета с возможностью.Как оформить движение и списание материалов в учреждениях госсектора.Коммерческие фирмы и предприятия, так и осуществляем списание мебели в бюджетных учреждениях.Акты списания на активы, которые пришли в негодность.Мягкий инвентарь, принятый к учету в учреждении, должен быть. Система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций.Закрепить свое решение комиссия должна в Акте о списании.

      Учреждения один оценки метод стоимости материальных запасов в том мягкого и числе инвентаря при их списании и в бюджетном, и в учете налоговом. Основанием для отражения в учете выбытия игрушек и инвентаря стоимостью от 3 000 до 40 000 руб.Мягкого инвентаря в Петушинской ЦРБ маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения.Предметы мягкого инвентаря маркируются материально. В случае необходимости получения разрешения учредителя на акте в обязательном порядке.

      Учреждение СМУ приобрело за счет финансирования заточный инструмент для проведения работ. Предмет имел стоимость 2 522 рубля. В учете были сделаны записи:

      • При постановке на учет: Дт 4 401 20 172 Кт 4 210 06 000 на сумму 2 522 рубля;
      • При выдаче в пользование инструмента красным сторно: Дт 4 401 20 172 Кт 4 210 06 000 на сумму 2 522 рубля;
      • Вывод суммы за баланс одновременным отражением суммы по дебету счета 21/1.

      Операции осуществляются на основании документов первичного учета – накладной, ведомости выдачи, акта о списании, справки бухгалтера. При списании или передаче имущества, учтенного за балансом, составляется акт установленного образца.

      Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

      Вид ОСПраво распоряжения
      Недвижимое
      Любые здания, сооружения, помещения и прочее Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы
      Движимое
      Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника
      Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИИсключения, в которых требуется согласие учредителя:
      Прочее движимое

      Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

      Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

      Операция Дебет Кредит
      Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту 0 104 ХХ 410 0 101 ХХ 410
      Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам:
      При недостаче или уничтожению 0 401 10 271 0 101 ХХ 410
      При стихийных бедствиях 0 401 10 273 0 101 ХХ 410
      Прочие причины 0 401 10 172 0 101 ХХ 410
      Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ 0 105 ХХ 340 0 401 10 172
      Отражены произведенные затраты на списание объекта 0 401 20 200 0 302 ХХ 730

      Порядок раскрытия информации в отчетности

      В соответствии с пунктами 50–51 Стандарта по каждой группе основных средств, учитываемой субъектом учета, в бухгалтерской отчетности раскрывается следующая информация:

      • используемые методы начисления амортизации;
      • используемые методы определения сроков полезного использования;
      • относительно объектов основных средств, входящих в соответствующую группу, — сумма балансовой стоимости, а также сумма накопленной амортизации в совокупности с суммой накопленных убытков от обесценения основных средств на начало и на конец периода;
      • сверка остаточной стоимости на начало и на конец периода, раскрывающая:
      • сумму стоимости поступивших объектов основных средств по способам поступления, а также в результате реклассификации;
      • сумму стоимости выбывших объектов основных средств по способам выбытия, а также в результате реклассификации;
      • суммы начисленной амортизации по объектам основных средств, суммы накопленной амортизации на отчетную дату;
      • чистые курсовые разницы, возникающие при пересчете иностранных валют в валюту РФ;
      • первоначальную стоимость, балансовую стоимость и переоцененную стоимость объектов основных средств, отчуждаемых не в пользу организаций государственного сектора;
      • прочие изменения стоимости объектов основных средств;
      • наличие и размер ограничений прав, включая стоимость объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества;
      • перечень и остаточная стоимость основных средств, переданных в качестве обеспечения исполнения обязательств, на начало и конец отчетного периода;
      • сумма затрат, включенных в стоимость объекта основных средств в ходе его строительства, на начало и конец отчетного периода, а также суммы договорных обязательств по приобретению (строительству) основных средств на конец отчетного периода;
      • суммы компенсаций, причитающихся к получению от третьих сторон в связи с обесценением, утратой или передачей объектов основных средств, включенных в доходы текущего периода.

      В отношении группы основных средств «Инвестиционная недвижимость» также раскрывается следующая информация:

      • описание объектов инвестиционной недвижимости;
      • критерии, применяемые субъектом учета в целях проведения различия между инвестиционной недвижимостью и недвижимостью, занимаемой субъектом отчетности, а также недвижимостью, предназначенной для продажи;
      • суммы, признанные в качестве дохода от предоставления в аренду инвестиционной недвижимости, а также суммы, признанные в качестве расходов (в том числе расходов на ремонт и текущую эксплуатацию), связанных с инвестиционной недвижимостью, которая не предоставлялась в аренду;
      • наличие ограничений в отношении возможности продажи объектов инвестиционной недвижимости и суммы таких ограничений.

      Дополнительно в пояснительной записке, представляемой в составе бухгалтерской отчетности, раскрывается информация:

      • о балансовой и остаточной стоимости временно простаивающих объектов основных средств;
      • о балансовой стоимости объектов основных средств, находящихся в эксплуатации и имеющих нулевую остаточную стоимость;
      • о балансовой и остаточной стоимости объектов основных средств, изъятых из эксплуатации или удерживаемых до их выбытия.

      Рекомендация Р-Х/2021 — КпР «Стоимостной лимит для основных средств»

      Организация может установить в учетной политике лимит стоимости основных средств, но не более 40 000 руб. за единицу. Тогда имущество, стоимость которого не превышает предельную сумму, может отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (пункт 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Изменений в бухгалтерском учете в части увеличения вышеназванного лимита не произошло.

      В 2021 году узнавать код конкретного основного средства нужно продолжать по классификатору срока службы основных средств ОК 013-94. А амортизационную группу взятого на учет имущества – по правительственной Классификации от 01.01.2002 № 1.

      С 2017-го ситуация кардинально поменяется. Вашими главными документами в вопросе, как определить срок службы основных средств, станут:

      • сборник ОК 013-2014 с новыми кодами;
      • обновленная в середине 2021 года Классификация по амортизации.

      Больше всего успокаивает, что сам механизм определения полезного срока службы основных средств остался прежним – как и в текущем году (см. таблицу).

      Что делать
      1 Сначала отыщите в ОК 013 наиболее подходящее наименование своего имущества и запомните код
      2 Бывает, что идентичное наименование в классификаторе отсутствует. Тогда – группу, к которой можно причислить ваш объект. Смотрите код группы.
      3 После по коду найдите ваше ОС в Классификации (коды там в левом столбике)
      4 Смотрите амортизационную группу, в которую попадает имущество
      5 Определите период полезной эксплуатации согласно этой группе

      Переоценка и амортизация – изменения с 2021 года

      С 2021 года будут расширены лимиты по выручке и численности сотрудников, которые дают право на применение УСН. В течение переходного периода «упрощенцы» будут начислять налог по повышенным ставкам.

      Если бизнесмен в течение года не превысит верхнюю границу переходного лимита, то со следующего года сможет продолжить применять УСН на общих основаниях.

      В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

      Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

      Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

      Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

      Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

      В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

      В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *