Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
В чем отличие налогового правонарушения от налогового преступления?
В Налоговом кодексе (НК РФ) налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения. Налоговое преступление понимается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.
Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП. Ответственность за совершение налоговых преступлений устанавливается УК РФ, именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, из общего числа налоговых деяний налоговые правонарушения составляют наибольшую часть, на их долю приходится более 90% налоговых деяний.
За налоговое преступление накажут в том случае, если у компании или индивидуального предпринимателя есть недоимка в крупном размере и за три финансовых года подряд. Если размер меньше установленной законом минимальной планки – это налоговое правонарушение, а не преступление. На практике налоговые нарушения классифицируются как преступления не часто.
Следует отметить, что у компаний появилась возможность распоряжаться своими переплатами по налогам и сборам. Переплату можно перекинуть на предстоящие платежи или погасить ею задолженность по любому налогу.
Налоговые правонарушения
Налоговое правонарушение — совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей.
Обычно за это деяние НК РФ установлена ответственность. К лицам, подлежащим ответственности за совершение налоговых правонарушений, относятся:
- организации;
- физические лица, которые привлекаются к налоговой ответственности с 16 лет.
При совершении налогового правонарушения выделяют две формы вины:
- умышленная;
- неосторожность.
Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ
Положения ст. 198 УК РФ определяют ответственность физлица (в том числе и ИП) за уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган. Точно так же является нарушением умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности.
Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.
За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.
В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.
Особо крупный размер ущерба наказывается штрафом в размере заработка за период от года до 3 лет или в виде фиксированной суммы от 200 до 500 тыс. руб. Также суд может вменить осужденному выполнение принудительных работ сроком до 5 лет или лишить его свободы на срок до 6 лет.
Налоговые нарушения и размеры штрафов
Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.
Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).
Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.
Статья 109. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
2. Помимо обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если такое правонарушение было совершено при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, а также счетами (вкладами), информация о которых содержится в специальной декларации и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, представленных в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В случае, указанном в настоящем пункте, основанием для непривлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения является представление копии такой специальной декларации и копий прилагаемых к ней документов и (или) сведений с отметкой налогового органа о приеме.
Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
1.1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.
Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.
2. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
Статья 115. Срок давности взыскания штрафов
1. Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.
2. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.
Особенности совершения отдельных противоправных деяний в налоговой сфере, размеры и характер нанесенного посредством их ущерба обусловили необходимость отнесения их к группе наиболее опасных противоправных посягательств – преступлений. В отношении указанной категории деяний был введен специальный термин «налоговое преступление».
Налоговое преступление – это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикционной принадлежности которой оно отнесено.
В уголовном законодательстве России в настоящее время криминализовано три вида налоговых преступлений:
– уклонение от уплаты налоговых платежей (ст. 194, 198 и 199 УК);
– нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1 УК);
– воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей (ст. 199.2 УК).
Состав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Уголовной ответственности за совершение налогового преступления подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Если несовершеннолетний достиг предусмотренного возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии:
– невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства;
– временного психического расстройства;
– слабоумия;
– иного болезненного состояния психики.
Формы вины при совершении налогового преступления. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.
Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.
Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение данных последствий.
Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.
Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.
Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам:
– в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости;
– в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием);
– лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.
Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.
Виды налоговых преступлений. Действующее уголовное законодательство РФ придерживается позиции отнесения налоговых преступлений к группе экономических преступлений. В действующем УК налоговые преступления рассматриваются в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» разд. 8 «Преступления в сфере экономики».
В тексте УК содержатся пять статей, посвященных налоговым преступлениям:
– ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»;
– ст. 198 «Уклонение от уплаты налога и (или) сбора с физического лица»;
– ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или сборов с организации»;
– ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;
– ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».
Понятие налогов и налоговой ответственности
Налоги являются признаком государства, а взимание перечня обязательных платежей – это элемент правового статуса его суверенитета. Нарушениями в налоговой сфере в первую очередь затрагиваются публичные интересы страны.
Принудительным изъятием части собственности (в денежном эквиваленте) у налогоплательщиков вызывается подсознательная готовность к тому, чтобы скрывать доходы или совершать иные неправомерные деяния, которые обеспечивают возможность использования и распоряжения полученными доходами в полном объеме, не учитывая суверенное право страны на какую-либо часть этого дохода. Тому, что нарушаются фискальные права страны, также может способствовать высокая налоговая ставка или пониженный уровень жизни населения. Данные факторы вместе могут создать предпосылки для того, чтобы совершалось еще больше налоговых правонарушений и вследствие этого, реагирование государства в рамках защиты имущественных интересов.
Правовое регулирование ответственности в случае нарушения порядка того, как реализуются налоговые отношения является объектом законодательства о налогах и сборах и составляет в совокупности институт налогового права. В Налоговом кодексе термины «налоговая ответственность» и «ответственность за совершение налогового преступления» могут использоваться в качестве равнозначных.
К примеру, пунктом 2 101 статьи Налогового кодекса устанавливается, что по результатам того, как были рассмотрены материалы проверки, руководителем (его заместителем) налоговых органов может быть вынесено решение относительно привлечения налогоплательщиков к положению налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений; статьей 107 предусматривается возможность того, что могут быть привлечены организации и физические лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Учитывая систему финансового права и то, что в нее входит налоговое право, стоит отметить, что налоговая ответственность является разновидностью финансово-правовой ответственности.
Понятие налоговой ответственности является одной из главных категорий в налоговом праве, ее конструкцией определяется место и роль правового регулирования налоговых отношений в праве.
Правовая природа ответственности за нарушение законов о налогах и сборах является неразрывно связанной с финансово-правовой ответственностью и ее местом в системе юридической ответственности.
Тому состоянию, в котором на сегодняшний день находится наука финансового права, свойственны определенные проблемы в том, как исследуется ответственность за нарушение финансово-правовых норм. На сегодняшний день начать изучать отраслевую правовую ответственность со стороны науки финансового права может быть затруднительным по той причине, что определение финансовой правовой ответственности (ответственности, которая наступает в случае нарушения финансового законодательства), которое должно быть закреплено в общей части отраслевого законодательного акта, не может существовать из-за отсутствия единого кодификационного акта, которые оформлял бы основы правового регулирования отношений в финансовой деятельности. Финансовая правовая ответсвенность может формироваться в соответствии с институциональным признаком – «снизу вверх», так как, к примеру, происходит более детальная разработка налоговая ответственность и существенные перспективы развития есть у ответственности, предусмотренной в случае нарушения бюджетного законодательства.
Налоговая ответственность в рамках своей природы, предмета и метода регулирования – это составная часть финансово-правовой ответственности и может быть реализована в государственных властных отношениях, которые складываются по отношению к установлению и взиманию обязательных платежей. То, что налоговая ответственность относится к разновидности финансово-правовой может быть подтверждено тем, что налоговое право входит в финансовое как подотрасль.
Финансовая налоговая ответственность
Для анализа налоговых правонарушений необходимо их классифицировать. Выделяют различные классификации налоговых правонарушений.
По характеру и направленности налоговые правонарушения условно подразделяются на четыре группы:
- Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи с налоговым учетом (ст. 116–117 НК РФ)
- Нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. 119–120 НК РФ)
- Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ)
- Нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых администраций (ст. 125–129.1 НК РФ) .
По объекту налоговые правонарушения классифицируются на:
- налоговые правонарушения, непосредственно связанные с осуществлением налоговых платежей и влекущие напрямую финансовые потери государства;
- налоговые правонарушения, связанные с несоблюдением установленного порядка управления в налоговой сфере.
В зависимости от направлений деятельности различают следующие виды налоговых правонарушений
- правонарушения, связанные с системой налогообложения;
- правонарушения, связанные с нарушением прав и свобод налогоплательщиков;
- правонарушения, связанные с нарушением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- правонарушения, связанные с нарушением исполнения контрольных функций налоговых органов.
- правонарушения, связанные с неисполнением системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;
- правонарушения, связанные с неисполнением доходной части бюджетов.
В зависимости от субъектного состава выделяют следующие виды налоговых правонарушений:
- правонарушения, совершаемые физическими ликами, к таким правонарушениям может относится отказ эксперта или переводчика от участие в мероприятиях налогового контроля, ответственность свидетеля и т. д.;
- правонарушения, совершаемые физическими и юридическими лицами, например, непредставление налоговых деклараций, непредставление сведений о счетах и т. д.
Налоговые правонарушения можно так же классифицировать по их составу. Например, по степени опасности выделяют такие виды правонарушений как основной, квалифицированный и привилегированный.
Основным считается состав налогового правонарушения, который содержит с только необходимую совокупность объективных и субъективных признаков.
В данном случае не предполагается наличие каких-либо дополнительных признаков, которые влияют на уровень общественной опасности деяния.
Например, в качестве простого состава налогового правонарушения могут рассматриваться нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления информации об открытых и закрытых счетах в банках, неуплата или неполная уплата сумм налога и т. д.
Квалифицированным признается такой состав налогового правонарушения, который требует для определения дополнительные признаки деяния, повышающие уровень общественной опасности совершенного правонарушения.
Такими дополнительными признаками могут выступать: нарушение налогоплательщиком срока постановки на налоговый учет более чем на 90 дней, непредставление более чем 180 дней налоговой декларации в и т. д.
Привилегированным выступает состав налогового правонарушения, который требует для своего определения дополнительные признаки деяния, снижающие уровень общественной опасности содеянного. Такое встречается в налоговом законодательстве достаточно редко.
В качестве привилегированного можно рассматривать состав налогового правонарушения, приведенный п.3 ст.
126 НК РФ, — непредставление в установленный срок налогоплательщиком — физическим лицом в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Также существует классификация по видам ответственности, которую понесет правонарушитель в сфере налогов и сборов. В соответствии с ней налоговые правонарушения делятся на:
- преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах, ответственность за который предусмотрена Уголовным кодексом РФ;
- налоговое правонарушение с признаками административной ответственности, ответственность за которые наступает в связи с Кодексом об административных правонарушениях;
- налоговое правонарушение, ответственность за которое наступает в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, основным критерием такого разграничения выступает нормативно-правовой акт, предусматривающий ответственность за его совершение.
Наиболее серьезными нарушениями, предусматривающими высокую общественную опасность выступают налоговые преступления. В соответствии с Уголовным кодексом ответственность в сфере налогообложения наступает в следующих случаях:
- при уклонении от уплаты таможенных платежей на основании ст.194 УК РФ;
- при уклонении от уплаты налогов и сборов с физических лиц на основании ст.198 УК РФ;
- при уклонении от уплаты налогов и сборов с организации на основании ст.199 УК РФ [4].
Налоговые преступления, в отличие от налоговых проступков, не просто наносят ущерб и вред бюджетной системе государства, а вообще создают угрозу ее существования. Для привлечения к уголовной ответственности должен иметь место не только сам факт совершения правонарушения, но и его сумма. Уголовная ответственность наступает при сокрытии налогов только в крупном и особо крупном размере.
Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, они оказывают косвенное влияние на законность в налоговых правоотношениях.
При совершении налоговых правонарушений не содержащих признаков преступления возникает проблема соотношения налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена как нормами НК РФ, так и нормами КоАП РФ.
Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, срок исковой давности по налоговым правонарушениям, налоговое правонарушение: понятие, признаки, состав
Отдельно остановимся на санкциях, которые предусмотрены Налоговым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, с 1 января 2010 года внесены изменения и в Уголовный кодекс – основные изменения коснулись статей, регламентирующих ответственность за неуплату налогов в крупном и особо крупном размере.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ).
Кроме ответственности, установленной в НК РФ, за совершение определенных видов правонарушений в сфере налогов и сборов предусмотрена административная и уголовная ответственность. Налоговым законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за совершение налогового правонарушения, причем физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16 лет.
Административная ответственность за налоговые правонарушения, кто будет нести ответственность, ответственность бухгалтера за правонарушения, сколько составляет срок давности преступления
Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
2. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей. 1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
2. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. 2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. 3. Исключен. Федеральный закон от 09.
07. 1999 N 154-ФЗ. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18. 01. 2001 N 6-О положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.
1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. 2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. 3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. 4. Исключен.
Федеральный закон от 09. 07. 1999 N 154-ФЗ. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18. 01. 2001 N 6-О положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.
1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). 2. Утратил силу. Таможенный кодекс РФ от 28.
05. 2003 N 61-ФЗ.3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению. Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. 2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135. 1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. 3. Утратил силу.
Федеральный закон от 30. 12. 2001 N 196-ФЗ. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.
1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей.
Виды налоговых правонарушений
Виды налоговых правонарушений, что доказывают умышленное виновное деяние или такое, как совершенное по неосторожности:
- Несоблюдение срока постановки на учет.
- Уклонение от регистрации в территориальной ИНС.
- Срыв сроков по подаче сведений об открытии и закрытии банковского счета.
- Не подача обязательных деклараций.
- Нарушение объектом учета доходной и расходной части ведения деятельности.
- Полная неуплата налогов или частичная (заниженная).
- Невыполнение правил по проведению налоговых удержаний.
- Отказ от дачи показаний в ходе проверки либо ложное свидетельствование сотрудникам службы контроля.
- Непредставление необходимых сведений по запросу инспектора.
- Несанкционированный доступ, пользование или распоряжение арестованным имуществом.
- Фиксация невыполнения порядка открытия объекта игорного бизнеса.
ВАЖНО Налоговая проверка (камеральная или выездная) может охватывать период не более чем за три предыдущих года деятельности. На протяжении одного календарного года по аналогичной направленности повторная (вторая) проверка не допускается. Исключением является случай с ликвидацией или реорганизацией налогоплательщика.
Классификация составов налоговых правонарушений
- по степени общественной опасности:
- основной (простой) — содержит минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков;
- квалифицированный – содержит признаки, повышающие уровень общественной опасности содеянного;
- привилегированный – содержит признаки, понижающие уровень общественной опасности содеянного.
- по особенности конструкции объективной стороны:
- материальные;
- формальные.
- по форме совершения противоправного деяния:
- совершенные в результате действия;
- совершенные в результате бездействия;
- совершенные в результате совокупности действий и бездействия (со смешанной объективной стороной).
По непосредственному объекту состава правонарушений:
- на материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога;
- на процессуальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное деяние лица в сфере налогов и сборов, повлекшее за собой общественно опасные последствия в виде неуплаты или неполной уплаты, неправильного исчисления сумм налогов и сборов, предусмотренных Налоговым законодательством РФ. Данный вид правонарушений – один из наиболее важных для государства видов правонарушений, т.к. благодаря налоговой системе формируется доходная часть бюджета, которая способствует нормальному функционированию как государства в целом, так и исполнению отдельных его функций и задач.
Разнообразные виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение определены главой 16 НК РФ (нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе; непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам); нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) и другие). Их можно систематизировать по-разному. Наиболее распространено разделение налоговых правонарушений согласно их направленности. Так, И.И. Кучеров акцентирует внимание на следующие обособленные группы: нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи с налоговым учетом (ст. 116 НК РФ);
— нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. ст. 119-120 НК РФ);
— нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. ст. 122, 122.1, 123 НК РФ);
— нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых администраций (ст. ст. 125, 126, 126.1., 128, 129, 129.1 НК РФ). Особенность всех налоговых правонарушений в том, что они регулярно модифицируются и видоизменяются.
Разнообразие видов налоговых, административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов обусловлено в основном увеличением числа «интеллектуальных» правонарушений, и преступлений в налоговой сфере, юридические конструкции которых требуют разработки основ налоговой деликтологии.
В настоящее время многие налогоплательщики используют различные схемы уклонения от налогообложения. В связи с этим одной их функций налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Законодатель совместно с ФНС создают специальные Федеральные законы, Положения, Инструкции, которые уточняют положения НК РФ и способствуют снижению количества налоговых правонарушений и повышению эффективности их выявления.
В соответствии с законодательством РФ налоговые органы осуществляют свои функции в целях выявления и предотвращения налоговых правонарушений, но подходы, к которые необходимо устранить при помощи мер налогового администрирования, под которым подразумевают деятельность государственных органов управления (но не законодательных органов власти) в налоговой сфере.
И именно обеспечение качества и эффективности налогового администрирования считается одним из основных условий полного и своевременного поступления в бюджетную систему налогов и других обязательных платежей. Однако, невзирая на постоянный контроль со стороны налоговых органов, зачастую допускаются нарушения законодательства в области налогов и сборов. Такие нарушения, содержащие признаки преступления (налоговые преступления), представляют собой наиболее опасную форму противоправного поведения налогообязанных лиц — одну из главных угроз экономической безопасности государства, определяемая как устойчивость к воздействию внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающий достигнутый уровень жизни населения, вызывающих социальную напряженность в обществе и угрозу существования государства. В связи с этим, подобные посягательства причиняют существенный вред системе налогообложения, разрушают существующие механизмы формирования
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, уклонение от налогов – неизбежная проблема любого государства. Однако существуют меры по уменьшению масштабов уклонения от уплаты. Для этого необходимо:
1.Систематическое совершенствование законодательства, как в отношении налогов, так и в плане общего ведения бизнеса;
2.Усиление контроля и средств мониторинга денежных потоков, с помощью которых можно скрыть средства, с которых должен быть уплачен налог;
3.Увеличение «прозрачности» системы сбора и распределения налоговых средств, так как это увеличит доверие налогоплательщиков государтву;
4. Информационная систематическая работа на всех уровнях со всеми слоями населения с целью донесения критически важной функции сбора и распределения налогов в государстве.
Также следует обратить внимание на опыт зарубежных стран. Эти государства применяют корпоративную социальную ответственность, которая является эффективной мерой воздействия для предотвращения налоговых правонарушений.
В каких случаях ответственность за нарушения не наступает
Всего существует четыре основных обстоятельства, при которых ответственность не наступает:
- Исходя из здравого смысла, нельзя привлечь к ответственности, если нет события нарушения. Например, когда факт налогового нарушения не был доказан
- Если конкретное лицо лично не виновно в совершенном правонарушении
- Если на момент совершения нарушения лицо, которое виновато, не достигло 16 лет
- Если прошел срок давности по данному правонарушению. В зависимости от того, какое конкретно нарушение было допущено, срок давности исчисляется тремя годами. Срок исчисляется либо с момента совершения правонарушения, либо со следующего дня за окончанием налогового периода, в котором правонарушение совершено