Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сотни жителей области в 2023 году переедут из ветхих домов в новые». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важно! Чтобы признать квартиру непригодной для дальнейшего проживания, собственнику ветхого жилья необходимо написать заявление в межведомственную комиссию по месту регистрации. Такое право имеет только владелец квартиры (дома).
Какие документы нужны для переселения
По словам Марии Спиридоновой, для переселения достаточно иметь следующие документы:
- заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
- в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;
- заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения;
- заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
Расчет стоимости ветхого жилья
Как мы уже знаем, программа переселения из ветхого жилья после 2023 года предусматривает (по желанию собственника) денежную компенсацию, срок выплаты которой назначается в индивидуальном порядке по согласию сторон.
Выкупная цена квартиры, попавшей под снос, а также ветхого и аварийного жилья, исчисляется с учетом нескольких факторов:
- стоимость выкупаемого помещения с учетом степени износа;
- издержки владельца квартиры, связанные с процессом;
- затраты на переезд и поиск нового жилья с целью его предстоящего оформления;
- расходы собственника при досрочном прекращении обязательств с учетом необходимости возмещения потерянной выгоды.
Какие документы нужны для переселения
По словам Марии Спиридоновой, для переселения достаточно иметь следующие документы:
- заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
- в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;
- заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения;
- заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
Расселение аварийных домов в Самаре
Перечень стратегических показателей (индикаторов) Государственной программы с указанием плановых значений по годам ее реализации приведен в приложении 8 к Государственной программе.
Методика расчета стратегических показателей (индикаторов) Государственной программы приведена в приложении 11 к Государственной программе.
В целях обеспечения реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда» стратегическими показателями (индикаторами), характеризующими долгосрочные приоритеты региональной политики в сфере реализации Государственной программы, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2019 N 446-р определены «Общая площадь, подлежащая расселению» и «Численность граждан, подлежащих переселению».
Для оценки эффективности реализации Государственной программы используются тактические показатели (индикаторы).
Перечень тактических показателей (индикаторов), характеризующих ежегодный ход и итоги реализации Государственной программы, с указанием плановых значений по годам ее реализации приведен в приложении 9 к Государственной программе.
Методика расчета тактических показателей (индикаторов) Государственной программы приведена в приложении 11 к Государственной программе.
Найти компромисс
Застройка, предполагающая снос домов, часто сопровождается скандалами. Претензии возникают как у жильцов предназначенных к сносу домов к застройщикам, так и наоборот. «Порядочные, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке застройщики обычно стараются поддерживать создававшуюся годами репутацию и адекватно подходить к вопросу отселения граждан, — считает Олег Егоров. — Даже если дом сгорел, право собственности на него не прекращается. Поэтому при расселении граждан со строительных площадок не имеет значения, существует этот дом на самом деле или он сгорел, в любом случае застройщику придется компенсировать стоимость тех квадратных метров, на которые оформлено право собственности, по договорной цене. Так какой смысл застройщику связываться с поджогами?»
И наоборот, нередко застройщики жалуются на тех жильцов, которые требуют взамен 20-метровой комнаты трехкомнатную изолированную квартиру в том же районе. «По нашим подсчетам, стоимость «расселенного» квадратного метра в центре города обходится застройщику в среднем в 100 тыс. руб., в некоторых случаях может доходить и до 200, — рассказывает Олег Егоров. – И это при том, что стоимость квадратного метра жилья в новом доме – от 40 тыс. руб.». Ситуация несколько упрощается, если снос ветхих строений происходит по адресной Программе сноса и реконструкции ветхого жилого фонда в городском округе Самара, реализуемой правительством Самарской области. В этом случае застройщик имеет возможность обратиться в суд и провести отселение по решению суда. Если же разработка участка производится не в рамках программы, а исключительно по инициативе застройщика, у него один выход – договариваться с собственником.
Взять за основу
Независимо от того, идет ли речь о договорной цене или о компенсации за необходимость сменить место жительства, в любом случае за основу расчетов берется рыночная стоимость объекта. Конечно же, стоимость строений в исторической части города будет значительно выше, чем домов, определенных под снос где-нибудь на Безымянке. Поэтому, лишившись даже небольшого количества квадратных метров в центре Самары, можно получить сумму, равную стоимости «гостинки» в спальном районе.
«Рыночную стоимость сносимого ветхого жилья обычно определяют риелторы, представляющие интересы застройщика, который осуществляет разработку данного участка, — рассказывает Ольга Добрякова. — Однако более практичные жильцы нередко проявляют инициативу и заказывают независимую оценку в одной из оценочных компаний, чтобы иметь точное представление о стоимости своего жилья и чтобы располагать вескими аргументами на тот случай, если застройщик предложит более низкую цену».
- К-7;
- П-32;
- П-35;
- 1605-АМ;
- 1МГ-300;
- 1-515;
- 1-510;
- 1-511;
- 1-447.
Все так называемые «сносимые» дома были построены в самом начале стройки. К «сносимым» зданиям относятся блочные, панельные хрущевки (пятиэтажные). Они напоминают картонные коробки, поскольку строились они быстро из дешевых материалов. Также к сносимым относятся дома построенные в довоенное время.
Представители комиссии составляют акт о сносе здания. В пакет документов прилагаются заявления, жалобы и письма, написанные жильцами о состоянии дома и условиях проживания. После проверки комиссией проводится еще одна экспертом, который соглашается с решением комиссии либо нет.
Расселение жилья в аварийном состоянии в Самаре в 2021 году
Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.
Не все люди довольны данным нововведением. Ведь многие просто не смогут внести оплату. В этом случае законом о расселении из ветхого и аварийного жилья предусмотрен другой вариант обеспечения жильем – заключение договора о социальном найме с органом МСУ.
На основании него человек может безвозмездно пользоваться жильем с правом его выкупа в будущем. Платить гражданину придется только за услуги коммунальных служб. Но не все категории имеют право бесплатного пользования муниципальной квартирой. Такой льготой наделяются только следующие лица:
- Люди, вышедшие на пенсию.
- Инвалиды.
- Семьи, имеющие 3 и более ребенка.
- Семьи, признанные малоимущими.
Остальные граждане должны каждый месяц вносить арендную плату. Ее размер устанавливает муниципальным органом. Но обычно величина платежей намного меньше, чем при коммерческой аренде.
Расселение в настоящее время активно продвигается. Несмотря на то, что программа переселения из ветхого жилья действует уже достаточно много лет, не все аварийные дома переселены. Но большая часть населения все же получили заветные квадратные метры в новых домах.
От переселения из ветхого жилья собственники имеют полное право отказаться. Причинами этого чаще всего становятся следующие факторы:
- Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
- Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
- Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.
Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.
Также орган МСУ может выкупить у собственника недвижимое имущество, признанное негодным. На вырученные средства владелец сможет приобрести себе новое жилье, которое будет полностью соответствовать его требованиям.
Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.
Если гражданин отказывает и от денежной компенсации за ветхое жилье, то органам местной власти остается только принудительно выселить его из жилого помещения. Проводится процедура в судебном порядке.
Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.
Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.
Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.
Ст. 16 Федерального закона № 185 определяет порядок переселения граждан в новое жильё:
- жители многоквартирного дома, в отношении которого есть судебный акт о незамедлительном расселении;
- граждане, чей дом был признан аварийным раньше других МКД в рамках отдельно взятого квартала или района в Самаре.
Список аварийного фонда составляется с учетом даты признания дома аварийным. При распределении жилья действует норма о равноценности и равнозначности квартир.
Общий объем финансирования программы — 9,3 миллиарда рублей. Из федерального бюджета — 6,2 миллиарда. Из областного — 653 миллиона. Из городского — 363 миллиона. Плюс — дополнительные источники финансирования из бюджета города на 2,1 миллиарда рублей.
Судя по документу, главным распорядителем бюджетных средств будет департамент градостроительства Самары. Также в проекте постановления добавили, что ради реализации программы по расселению пересмотрят бюджетные расходы на 2022-2025 годы.
Использование финансовых средств
Новый закон расширил возможные способы использования мер социальной поддержки, оказываемых государственным учреждением Фонд содействия реформированию ЖКХ регионам России на осуществление местных программ расселения граждан.
Денежные средства данного некоммерческого Фонда направляются в субъекты Российской Федерации для формирования маневренного жилищного фонда. После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающих в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет.
До завершения данного срока местная администрация обеспечивает жильцов домов, непригодных для проживания, новыми квартирами или уплатить им денежную компенсацию взамен изымаемого жилья в аварийных объектах недвижимости.
Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда.
Что мешает – наша главная трудность
Случаются, конечно, ситуации, когда реализации какой-либо большой идеи мешает несогласованность работы государственных структур высшего звена. Но надо отдать должное и Правительству России, и Государственной Думе, и Президенту страны, и его аппарату, что на этом уровне Программа переселения встречает самую активную поддержку.
Таким образом, и получается, что все трудности в реализации, все несогласованности и огрехи лежат на совести федеральных органов власти в субъектах федерации.
Самое главное – в стране не хватает по-настоящему талантливых управленцев, губернаторов, мэров городов, способных правильно спланировать всю работу, вычленить в ней главное, правильно собрать ресурсы и направить их на выполнение единой задачи.
Путин подписал закон о новых механизмах расселения аварийного жилья
«Новые нормы по расселению аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки. Кроме того, у регионов появится возможность расходовать федеральные средства на строительство маневренного и наемного жилья, которое сейчас практически отсутствует», — пояснил министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев.
Из ветхих домов в 2019 году расселены 25 тысяч жильцов
«В основном остается прежний порядок переселения граждан из аварийных домов, — говорит зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев.
— В частности, граждане могут по согласованию сторон выбрать либо переселение в другую квартиру, либо взять выкупную стоимость жилья.
Но выкупная стоимость формируется теперь, исходя из рыночной стоимости не только самого жилого дома, но и участка под ним».
Предполагается, что выплаты расселяемым жителям в некоторых регионах заметно увеличатся — аварийное помещение зачастую стоит копейки, а вот участок может быть весьма дорогим. Те, кто приобрел квартиры в доме, ранее уже признанном аварийным, имеют право на выплату возмещения в размере, не превышающем затраты на приобретение этого жилья.
Разрешается теперь переселять жильцов аварийных домов в маневренный фонд, но не более чем на два года. «Этот срок вызвал дискуссию среди депутатов Госдумы, — отмечает Качкаев. — Но именно за это время в соответствии с действующими нормативами можно построить многоквартирный дом — от согласования его проектной документации до ввода в эксплуатацию».
Особенности мониторинга обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда
В статье рассматриваются вопросы финансового обеспечения переселения граждан из аварийного жилья, анализируется состояние системы мониторинга жилищного фонда. В ходе анализа дается оценка реализации региональных адресных программ по переселению граждан.
Ключевые слова: государственная политика в сфере ЖКХ, финансовое обеспечение, мониторинг региональных адресных программ.
Право гражданина на жилье является одним из базовых конституционных прав в Российской Федерации, как и в любом развитом государстве. Очевидно, что данное жилье должно быть безопасным и соответствовать определенным стандартам качества. Соответственно, проживание граждан в жилье ненадлежащего качества, а тем более, признанном аварийным, недопустимо.
Согласно данным официальной статистики в период с 2000–2012 годов площадь аварийного жилищного фонда непрерывно увеличивалась и к концу 2012 года удельный вес аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда государства составил 0,67 %. [5]
В жилищном фонде по данным Росстата на начало 2013 года здания старше 40 лет составляют более 36 %, около двух третей многоквартирных домов имеют износ более 30 %. [4]
Согласно Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», на Фонд возлагается ответственность за проведение мониторинга и анализа реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также за мониторинг выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в целях контроля за эффективностью использования средств Фонда. [1]
Фонд проводит мониторинг на основе сбора и анализа информации, предоставляемой ему высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ): отчетности о ходе реализации указанных программ, планов, выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и отчета о расходовании средств Фонда. Ответственность за полноту и достоверность предоставляемой в Фонд информации возлагается на высшие должностные лица субъектов РФ и главы муниципальных образований. Таким образом мониторинг представляет собой двустороннее взаимодействие, в ходе которого происходит регулярное и достаточно широкое информационное взаимодействие Фонда и стороны, получающей финансовую поддержку.
В случаях, когда по результатам мониторинга региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Фондом было выявлено нецелевое использование средств, правление Фонда принимает решение о приостановлении предоставления финансовой поддержки, причем финансирование приостанавливается в части средств, равных средствам, использованным с нарушением их целевого назначения. Предоставление финансовой поддержки возобновляется в случае устранения выявленных нарушений при условии представления в Фонд отчета об устранении выявленных нарушений, а также в случае возврата средств Фонда.
Плановые показатели в разрезе субъектов РФ установлены распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда». В 2020 г. планируется расселить 2933,7 тыс. м2 аварийного жилищного фонда, в котором проживает 186,74 тыс. человек. В качестве фактических показателей берется площадь аварийного жилищного фонда, расселенная с 2014 года и количество граждан, переселенных с 2014 года — по состоянию на отчетную дату включительно (накопительным итогом). [2]
При формировании отчета по мониторингу в части финансирования в первую очередь приводятся данные по общей фактической стоимости долгосрочной программы переселения по всем источникам финансирования, то есть четко разделяются средства Фонда, консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Также оцениваются по годам суммы средств по заключенным и планируемым к заключению контрактам, суммы средств перечисленные и планируемые к перечислению контрагентам. По итогам мониторинга рассчитывается недостаточность средств субъекта РФ и может указываться сумма средств, планируемых к внесению в составе изменений в НПА субъекта.
Мониторинг в части оценки рисков осуществляется на основе показателей реализации программ переселения за предыдущие периоды с учетом потребности в финансировании и реальной обеспеченности в средствах консолидированных бюджетов субъектов РФ. Проводится поквартальная балльная оценка субъектов, вследствие чего субъекты ранжируются по уровню риска. В зависимости от попадания в зону риска либо от близости к данной зоне субъектам РФ присваивается определенный цветовой индикатор, то есть образуется цветовая карта субъектов по уровню риска.
По результатам ежемесячного мониторинга Фондом принимаются меры, направленные на недопущение срыва сроков реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья. В обязательном порядке проводится анализ причин отставания в выполнении программ и выработка мер по их устранению.
В прошлом году правила получения недвижимости взамен той, которая сносится, уже претерпели определенные изменения. В частности, граждане, которые не желают переселяться в равноценное жилье, получили право доплатить из собственных средств за улучшение условий. Новые поправки предоставляют возможность для этих целей воспользоваться государственной субсидией, например, для снижения ипотечной ставки. Объем и правила такой поддержки определят на региональном уровне, а средства будут предоставляться из федерального бюджета через Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
— Мы также проработали инструменты поддержки инвесторов, реализующих проекты развития территорий. Прежде всего, считаем необходимым расширить перечень возможных объектов, которые могут находиться на территориях развития, и тем самым расширить круг земельных участков, куда смогут зайти инвесторы. Другой вариант господдержки — до 25% от затрат инвестора на расселение жителей аварийных домов, — сообщили в Минстрое.
Переселение граждан из аварийного жилья осуществляется в порядке очередности кандидатов на новые квартиры. Жилье предоставляется на основании норм, содержащихся в Жилищном кодексе РФ.
Список очередников на выдачу новых жилых площадей сформирован до 2024 года. Жильцам, подпадающие под программу в 2021 году, рекомендуется не ждать предоставления другого жилья, а взамен него получить выкупную цену.
Важно понимать, что при включении аварийного дома в список для расселения, точную дату переселения не удастся узнать.
Официальный сайт Фонда содействия реформированию ЖКХ содержит информацию о статусе домов, включенных в список для переселения.
Существует перечень граждан, имеющих право на первоочерёдный переезд:
- Лица, проживающие в постройке, которая может обрушиться;
- Граждане, в отношении которых вынесено решение суда о расселении;
- Граждане, ранее внесенные в список.
При отсутствии исключительных обстоятельств, процесс переселения будет совершаться в соответствии с очередностью. Но могут быть и особые ситуации. Объекты недвижимости могут объединяться по принципу территориального зонирования, а снос осуществляться вместе с другими домами. В этом случае, порядок очередности, установленный в списке, может нарушаться.
Для признания жилого помещения ветхим или аварийным собственником, нанимателем или уполномоченным органом подаются следующие документы:
- заявление;
- паспорт заявителя;
- копии правоустанавливающихе документов на жилье, собственник которого не отражен в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
- заключение комиссии об обследовании дома;
- заключение органов государственного надзора (при необходимости);
- заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (при необходимости);
- фотографии (при необходимости);
- жалобы/заявления/письма граждан, свидетельствующие о непригодном для жизни состоянии дома;
- другие обосновывающие документы.
До конца 2020 года по государственной программе происходит переселение жителей тех домов, которые были признаны аварийными до 1 января 2012 года. Переселение жителей из домов, признанных аварийными после этой даты, с 2020 года начало происходить по новой программе.
PRO новостройку (Москва)
Каждый человек, проживающий в старой многоэтажке, должен изучать документацию, которая имеет отношение к признанию данного строения к аварийному жилью. Дело в том, что проживание в таких объектах является опасным и неприемлемым, поэтому государство стремится переселить граждан из таких домов.
- жизнь в таком строении является опасной, так как существует вероятность его обрушения или аварии в инженерных коммуникациях;
- власти города должны найти для всех жильцов новые места для жизни;
- новое жилье должно обладать той же квадратурой, а также находиться в том же районе города;
- собственники могут выбрать не только новое жилье, но и компенсацию;
- если владельцы квартир выбирают новое жилье, то они должны заплатить за его получение некоторую сумму, а если она у них отсутствует, то они подписывают с муниципалитетом договор соцнайма.
Популярные вопросы и ответы
Вопрос: Законно ли требование администрации самостоятельно снести дом?
Ответ: В силу отдельных статей жилищного законодательства жильцы имеют право на снос дома в самостоятельном порядке. Однако в случае отказа от этого муниципалитет обязан произвести его за свой счет.
Вопрос: Законно ли предложение администрации переехать в маневренный жилой фонд после выселения из старых квартир?
Ответ: В отдельных случаях, когда проживание в МКД представляет реальную опасность, администрации может начать расселение в форсированном порядке. И если новое жилье не готово, то жильцов переселят в маневренный фонд.
Вопрос: Возможна ли продажа квартиры в доме, признанным аварийным?
Ответ: Собственник вправе осуществлять сделки купли-продажи недвижимого имущества в аварийном МКД при отсутствии обременений.