Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная практика по пенсионным спорам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пленум Верховного Суда РФ дал необходимые разъяснения непосредственно по вопросам оценки пенсионных прав и порядка такой оценки (п. 28 Постановления № 30). Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. проводится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, но не позднее 1 января 2013 г.
Целью написания данной работы являлось изучение правовых оснований для назначения и выплаты государственной пенсии за выслугу лет.
Для достижения данной цели были изучены, систематизированы и проанализированы нормативно-правовые акты (действующие и утратившие силу) в сфере выплаты пенсии за выслугу лет, судебная практика по спорам и практика назначения и выплаты пенсии за выслугу лет. По результатами исследования данной работы сделаны следующие выводы.
Целью назначения пенсии за выслугу лет – освобождение граждан от необходимости продолжения своей трудовой деятельности, зачастую сопряженной с риском получить увечье, заболевание, травму или компенсировать им особые условия труда, в которых они работали длительный период.
Пенсия за выслугу лет является отдельным видом пенсии и обладает своими отличительными чертами и признаками. Во-первых, её выплаты производятся, если гражданин оставит свою работу, которая и несла в себе угрозу неблагоприятного воздействия на человека. Во-вторых, функцией пенсии за выслугу лет является охрана человека от профессиональной усталости и преждевременного профессионального старения. В-третьих, главным условием её назначения является выслуга (специальный стаж), необходимая длительность этой выслуги устанавливается нормативными актами для каждой категории получателей пенсии за выслугу лет.
Такими категориями граждан, как было нами установлено в работе являются: федеральные государственные гражданские служащие, военные и те, кто по закону приравнивается к военным (сотрудники полиции, пограничной службы, Министерства чрезвычайный ситуаций и другие), космонавты и летчики-испытатели.
Многообразие нормативных актов регулирующих порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет свидетельствует о том, что законодатель тщательно подошел к решению такого вопроса как регулирование выплаты пенсии за выслугу лет, но в то же время нами установлено что многие нормативные акты, использующиеся в системе начисления пенсии за выслугу лет были приняты ещё во времена существования Союза Советских
Социалистических Республик, что не сказывается позитивно на единообразном толковании норм права пенсии за выслугу лет. Не редки случаи, что граждане, начавшие получать выслугу лет в Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и выработавшие необходимый стаж уже в России в девяностых годах, зачастую не получают пенсию за выслугу лет от нашего государства, так как являются гражданами другой страны из Союза Независимых Государств (об этом принимались соответствующие постановления Конституционного Суда Российской Федерации).
Нормативные акты в области выплаты пенсий за выслугу лет разделены на Федеральные законы и подзаконные нормативные акты, в первых содержаться общие положения о выплате пенсии за выслугу лет, во-вторых – особенности и тонкости выплаты пенсии за выслугу лет, подробные перечни должностей и размеры окладов, условия исчисления выслуги.
Для правильного применения указанных нормативных актов сотруднику пенсионного фонда или другой организации, которая выплачивает пенсию за выслугу лет, необходимо обладать обширными знаниями в области пенсионного права, неквалифицированный сотрудник зачастую рассчитывает пенсию неправильно, что вызывает трудности для получателя пенсии и трудности для фондов, риск повышенных выплат из бюджета. При этом, как нам кажется, возникает необходимость в обобщении нормативных актов, возможно, принятия отдельного закона о пенсиях за выслугу лет, как это было сделано с накопительной и страховой пенсией.
В работе установлена схожесть в деятельности категорий получателей пенсии за выслугу лет. Это, прежде всего, исполнение указанными сотрудниками интересов государства по защите прав и свобод человека и гражданина, например, жизни и личности.
Исполнение интересов государства всегда сопряжено с разного рода рисками. Для военнослужащих, космонавтов, летчиков – это гибель, ухудшение состояния здоровья, для федеральных государственных гражданских служащих это условия труда, в которых они трудятся (работа с документами, составляющими государственную тайну, работа с большим объемом документации, сложность и, безусловно, ответственность выполняемой работы).
Нами была выяснена ещё одна особенность труда этих лиц – это компенсация государством тех условий, в которых они осуществляли трудовую деятельность, возможность получать две пенсии (по старости и по выслуге лет) одновременно, что делает их пенсию значительно выше, чем у остальных получателей пенсии.
В работе выявлена и особенность назначения пенсии за выслуги лет, процедура её оформления.
Получение пенсии за выслугу лет не требует производить какие-либо отчисления в Пенсионный Фонд, как в случае со страховой пенсии. Её расчет производится по упрощенной схеме и включает в себе две главные составляющие: срок выслуги и среднемесячный заработок (оклад) служащего. Пенсия за выслугу лет устанавливается в процентах от средней заработной платы (оклада) служащего, этот процент увеличивается в зависимости от стажа. Из среднемесячного заработка вычитается установленный законом страховой пенсии по старости.
Как нами установлено наибольшую сложность в определении размера пенсии вызывает правильный расчет стажа выслуги, так как отдельные периоды службы входят в эту выслугу, а отдельные – нет. Гражданину, имеющему право на получение пенсии не должен высчитывать пенсию за выслугу лет самостоятельно. За него это делают пенсионные органы (к этим органам, как мы ��ыяснили, для военнослужащих относятся и пенсионные органы Министерства Обороны Российской Федерации).
Сложность в оформлении пенсии за выслугу лет ещё и в том, что необходимый пакет документов человеку, выходящему на пенсию за выслугу лет, зачастую сложно собрать самостоятельно. За него это может сделать представитель, кадровая служба государственного органа в котором гражданин проходил службу. Все это направлено на упрощение получения пенсии человеком.
В настоящее время процедура подача заявления на получение пенсии за выслугу лет значительно упрощена, благодаря действиям таких сервисов как «личный кабинет» Пенсионного Фонда Российской Федерации и работе многочисленных многофункциональных центров. Человек может не выходя из доме подать заявление, а позже, не выходя из дома получать свою пенсию за выслугу лет.
В целом, подводя итоги работы, замечу, что пенсионное право является развитой отраслью права со сложными механизмами прав и обязанностей гражданина. Ее главная цель – обеспечить материальное благополучие гражданина, максимально сохранить прежние условия жизни после его выхода на пенсию. Главной проблемой пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации по-прежнему остается небольшой размер пенсии для большой категории граждан. Эта проблема во многом вызвана демографической ситуацией в стране, большим количеством лиц, имеющих право на пенсию, связанным с этим недостатком средств в пенсионных фондах. Вместе с тем, для отдельных категорий граждан, о которых мы и говорили в этой работе, законодатель предусмотрел возможность получать сразу две пенсии – по старости и за выслугу лет, после выхода на заслуженный отдых, что говорит об особой роли этих граждан в жизни страны.
оценка пенсионных прав застрахованных лиц
Обратите внимание! Механизм оценки пенсионных прав заключается в определении условной пенсии. Условной пенсией в п. 30 Закона о трудовых пенсиях называют расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц
Если же обобщить и упростить механизм оценки пенсионных прав, предусмотренный ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, то он заключается в определении условной пенсии, которая полагалась бы гражданину по состоянию на 1 января 2002 г. исходя из норм законодательства, действовавшего на 31 декабря 2001 г.
Кто относится к категории государственных служащих?
Категория госслужащих большая и разнообразная, а сегодня ещё и нередко спорная, несмотря на всё новые законы, определяющие их функции, статус и обеспечение, в том числе и пенсионное.
Общепринято считать, что к категории государственных служащих относятся лица занимающие должности, внесённые в реестры государственной либо государственной гражданской службы.
Это должности федеральных государственных служащих, к коим относится достаточно широкий круг лиц занимающихся профессиональной деятельностью, связанной так или иначе с обеспечением услуг предоставляемых государством.
Например, руководители, заместители руководителей и руководители структурных подразделений федеральных органов и их территориальных отделений, специалисты этих же органов.
Государственными служащими принято считать список лиц выполняющих государственные обязанности:
- депутатов;
- судей;
- военнослужащих.
Сюда также относятся служащие милитаризированных подразделений (кроме призванных на срочную службу), полиция, работники, занятые в космической отрасли и космонавты, работники судов, прокуратуры.
Фактически, все представители структур законодательной и исполнительной федеральной власти.
К госслужащим относятся приравненные к ним служащие муниципальных органов, исполнительных структур муниципальной власти работники муниципальных учреждений, например, педагогический состав — учителя, медицинские работники — врачи.
Судебная практика по назначению пенсий за выслугу лет
В странах СНГ установление такой пенсии связывается с фактом инвалидности, законодательные определения условий, признания которого достаточно схожи. Существенно отличает институт пенсий по инвалидности в РФ от этого института в ряде других стран СНГ отсутствие требований к продолжительности стажа независимо от причин инвалидности. В других странах установлен минимум стажа, различающийся в зависимости от возраста наступления инвалидности. Отсутствие требуемого стажа приводит к отказу в назначении пенсии или снижению ее размера. Рассмотрен механизм определения размера пенсии. Применительно к России показываются некоторые его особенности, которые нарушают как страховые принципы финансирования (компенсация потерянного заработка), так и накопительные (эквивалентность уплаченным взносам), а также принцип равенства.
Пенсия по случаю потери кормильца в странах СНГ назначается при наличии условий, относящихся к личности кормильца и членам его семьи. В частности, имеет значение причина смерти кормильца. В странах, где для назначения пенсии по инвалидности необходим трудовой стаж, аналогичные требования распространяются на кормильца. Для членов семьи кормильца необходимы признаки нетрудоспособности и иждивенства (в ряде случаев не требуется).
Правомерно ли уменьшение муниципальной пенсии за выслугу лет?
Порядок начисления доплаты также определяется нормативными актами органов местного самоуправления, поэтому в каждом регионе он свой. Рассмотрим его на примере городского поселения Сергиев Посад Московской области.
В ст. 10 закона Московской области «О пенсии…» от 28.12.2016 № 194/2016-ОЗ закреплено, что назначение и выплата денежных средств производятся согласно порядку, установленному правовыми актами главы городского поселения.
В силу ст. 6 положения, принятого решением совета депутатов городского поселения Сергиев Посад Московской области от 15.06.2017 № 3-56/380-ГС, на основании заявления заинтересованного лица доплата устанавливается решением главы городского поселения Сергиев Посад. Решение принимается по результатам заключения специальной комиссии.
Пенсия назначается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем увольнения с должности или за датой прекращения полномочий (ст. 7 вышеуказанного положения о муниципальной пенсии). При этом если федеральным законом или законом области предусмотрены компенсационные выплаты в связи с прекращением полномочий или в связи с увольнением в случае ликвидации или сокращения штата, то выплата начинается со дня, следующего за днем истечения срока выплат.
Выплата производится один раз в месяц за предшествующий месяц. Перечисление осуществляется на счет, указанный получателем.
Важно! Рассматриваемый вид доплат налогообложению не подлежит (определение Верховного суда РФ от 14.11.2016 № 18-КГ16-91).
Законодательство допускает возможность указывать в нормативных актах субъектов страны, органов местного самоуправления основания для прекращения выплаты данного вида обеспечения. Однако при этом необходимо обязательно соблюдать соразмерность используемых средств и преследуемой цели.
Обратите внимание! Установленный механизм реализации прав на дополнительное социальное обеспечение не должен допускать чрезмерного ограничения прав и свобод граждан.
Приведем пример незаконного ограничения. Заявителю, как лицу, отработавшему в управлении соцзащиты населения администрации одного из районов Челябинской области, была назначена муниципальная надбавка к пенсии. Однако после ее переезда на постоянное место жительства в Брянскую область выплаты прекратились. Такое решение местных властей соответствовало нормативному акту, утверждающему порядок выплаты пенсий. Получатель была не согласна с правомерностью прекращения ей начислений и прошла все судебные инстанции в поисках справедливости.
В итоге Конституционный суд РФ постановил пересмотреть правоприменительные решения, вынесенные не в ее пользу. Он обратил внимание на то, что право на получение дополнительного пенсионного обеспечения, производное от предшествующей деятельности, не может быть связано с условием об обязательном проживании на территории определенного субъекта. Такое условие противоречит конституционному праву граждан на выбор места пребывания и жительства (постановление Конституционного суда РФ «По делу о проверке…» от 08.12.2015 № 32-П).
Хочется отметить основную тенденцию при рассмотрении таких исков: суды отказывают в удовлетворении требований. Причины во всех случаях разные. Рассмотрим некоторые из них:
- Администрацией района истцу было отказано в назначении пенсии по выслуге лет, несмотря на наличие у него стажа работы в качестве председателя районного комитета народного контроля. Суд признал отказ законным. Причина в том, что истец не отвечал требованиям, установленным местным законом: на дату назначения пенсии по старости не замещал муниципальную должность, формулировка увольнения не предоставляла права на дополнительное обеспечение (апелляционное определение Свердловского областного суда от 12.12.2017 по делу № 33-21820/2017).
- Заявитель обратилась в суд с требованием о взыскании сумм невыплаченной пенсии за выслугу лет, полагая, что расчет ей был сделан неверно. Ответчик уменьшил причитающуюся заявительнице сумму на размер уже получаемой ею выплаты по потере кормильца. Суд установил, что расчет ответчика соответствует положениям местного нормативного акта, определяющего порядок назначения выслуги, и в требованиях отказал (апелляционное определение Вологодского областного суда от 10.04.2015 по делу № 33-1743/2015).
Вывод! Претендуя на получение выслуги, тщательно проверьте, хватает ли муниципального стажа для муниципальной пенсии и все ли условия выплат, предусмотренные местным законом, соблюдены.
Конечно, есть и положительные решения. Например, когда ответчиком неверно были истолкованы положения областного закона и местного положения, посвященные порядку назначения дополнительного обеспечения. Суд не признал необходимость в непрерывном исчислении стажа и факт несоответствия должностей, занимаемых истцом, подходящим для включения в стаж. Ответчика обязали назначить истцу доплату (определение Ленинградского областного суда от 26.08.2015 по делу № 33-4278/2015).
Пенсия госслужащим за выслугу лет
Под муниципальными служащими следует понимать граждан Российской Федерации, обладающих полной дееспособностью и достигших совершеннолетнего возраста, которые, в рамках соответствующих трудовых отношений, занимают руководящие или специальные должности в органах местного самоуправления.
Последнее является принципиальным. По своей сути, органы местного самоуправления и иные муниципальные структуры не представляют собой государственную власть. Госорганы имеют другие задачи и действуют в рамках федерального законодательства. Их сотрудники наделены статусом государственных служащих. Последних же следует отличать от работников органов местного самоуправления, о которых идет речь в этой статье.
Одним из оснований для начисления выплат по выслуге является назначение пенсии страховой. До 2017 года этот возраст составлял 55 лет (жен.) и 60 лет (муж.). Однако его повышение коснулось, в первую очередь, именно представителей чиновничьего аппарата, в том числе и на местах. Начиная с 2017 года, возраст получения пенсионных выплат постепенно повышается.
В 2019 году получить пенсию по выслуге муниципальный чиновник может в 56,5 лет (жен.) и в 61,5 лет (муж.).
Получение дополнительной пенсии возможно только при наличии определенного стажа муниципальной службы. Как и к пенсионному возрасту, требования к нему также вырастают с каждым годом. В 2019 году чиновник должен отработать в соответствующем статусе не менее 16,5 лет.
Справка! Если к моменту наступления возраста выхода на пенсию муниципальный служащий не имеет достаточного стажа, то он вправе далее занимать текущую должность, чтобы рассчитывать на выплаты.
Законодательством установлено, что к 2026 году требования к длительности специального периода увеличатся. Минимальный стаж будет равен 20 годам.
В соответствии с федеральным законодательством размер данного вида соцобеспечения не может превышать 45% от довольствия чиновника.
Формула расчета муниципальной пенсии такова:
МП = СМО/100xБС+Н
где:
СМО – усредненный оклад чиновника за последний год.
БС – базовая ставка выплаты, которая установлена в размере 45% среднего оклада.
Н – надбавки.
МП – размер муниципальной пенсии.
Следует отметить, что местные власти могут самостоятельно увеличивать размер базовой ставки до 50% или даже более.
Кроме этого, если чиновник отработал сверх выслуги, то ему полагается дополнительно 3% от оклада за каждый год переработки.
Однако предельный размер всех выплат данной категории лиц не может превышать 75% от их среднего оклада, который выплачивался им в последний год осуществления служебной деятельности.
Порядок оформления муниципальной пенсии несколько отличается от обращения за страховым обеспечением.
Для начисления материального обеспечения следует подготовить следующие документы:
- паспорт;
- трудовую книжку;
- справку о доходе за последний год;
- пенсионное удостоверение или иной документ, подтверждающий факт выхода на пенсию по старости;
- СНИЛС (при наличии);
- военный билет (при наличии).
Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку порядок оформления муниципальных пенсий устанавливается местными властями самостоятельно и, соответственно, существуют разные требования по предоставляемым документам.
Судебная практика по спорам военных пенсионеров
Получать военную пенсию могут те, кто:
- Отслужили не менее 25 лет на контрактной основе.
- Обладающие общим трудовым стажем от 25 лет (не менее половины должна составлять служба в ВС).
- Достигли претендентом в момент увольнения из рядов Минобороны 45-лет.
В выслугу лет по инициативе претендента могут включить период учебы (до 5 лет). Каждый год обучения считается за 0,5 года службы. Также, если пенсионер служил в особых условиях, в отношении него действует льготное вычисление выслуги лет.
Другая причина для присвоения довольствия – инвалидность военного, приобретенная им во время службы или образовавшаяся после ее окончания, но по причинам, напрямую связанным с ней.
Для этого нужно представить соответствующие справки и пройти медобследование. Причем до достижения указанного возраста придется периодически проходить экспертизу, и если по ее результатам будет установлено, что бывший военный более не является инвалидом, начисление выплат прекратится.
Величина пенсии за выслугу лет калькулируется таким образом:
- 20 лет службы дают 50% от номинальной суммы пенсии. Каждый дополнительный год повышает сумму на 3%. Но общая сумма выплаты не может составить более 85% (т.е., учитывается максимум еще 11 лет).
- Военные со «смешанным» 25-ти летним трудовым стажем, тоже претендуют на 50% выплату, каждый год свыше указанного периода положена надбавка в размере 1%.
Пособие по инвалидности военнослужащим определяют схожим образом, высчитывая его на основании предыдущего денежного довольствия. Также учитывают степень ограничения физических возможностей, а также причину такого состояния:
- Инвалидность 3 группы, появившаяся из-за травмы, полученной во время исполнения служебных обязанностей, гарантирует военному пенсию в размере 50% от прежнего жалованья.
- За инвалидность 2 и 1 группы присваивается 85%-е выплаты.
- Если к инвалидности привела приобретенная в период службы болезнь, то пособие составит 40-75% от размера жалования за наличие определенной группы.
- Семьи, потерявшие кормильца-военнослужащего, также получают выплату тоже на основании его предыдущего денежного довольствия: выплата составляет 50% если мужчина погиб из-за военной травмы, 40% – при смерти из-за недуга, полученного в месте прохождения службы.
Особых льгот и прав прохождение срочной службы не предоставляет. На определенную помощь могут рассчитывать беременные жены мужчин, ушедших служить, а также их матери, оставшиеся в период службы без человека, который содержал их.
Призывники могут получать пособия по инвалидности, приобретенной в период прохождения службы. Размеры выплат высчитываются исходя из величины социальных пенсий (СП), они приведены ниже:
Причина назначения | Размер выплаты |
Инвалидность, приобретенная в результат боевых действиях и находясь при исполнении | Для инвалидов 1-й группы – 300% от величины СП, 2-й группы – 250%, 3-й – 175%. |
Увечье, полученное вследствие несчастного случая | Инвалидам 1-й группы – 250% СП, 2-1 – 200%, 3-й – 150% от СП. |
После гибели призывника на пенсию могут рассчитывать его нетрудоспособные близкие родственники. Даже если он ушел из жизни позже 3 месяцев после увольнения, претенденты могут доказать, что это произошло из-за ущерба здоровью, нанесенного в период срочной службы, и оформить положенную выплату.
В остальном же, получать финансовую поддержку от государства бывший срочник после возвращения домой не сможет.
Ошибки по военным пенсиям исправят без срока давности
Беременным женам солдат полагается денежное пособие в размере, установленном государством. Деньги выплачиваются при условии, если срок беременности превышает 180 дней. На более ранних сроках выплаты не предусмотрены. Единовременное пособие беременной жене солдата-призывника выплачивается независимо от других назначенных пособий.
Семьям военных с ребенком до 3х лет также полагаются ежемесячные пособия. Деньги получает мать либо опекун ребенка, ухаживающий за ним. Такие пособия маленьким детям выплачиваются только в период службы отца-призывника. Выплаты военнослужащим производятся с начала службы в армии и до ее окончания.
Отдельные льготы предоставляются государством родителям солдата. Матерям солдат-срочников могут уменьшить сумму коммунальных платежей, если в квартире нет счетчиков индивидуального учета. На период службы сына по призыву родители могут не оплачивать за него квартплату, а также не платить за отдельные услуги ЖКХ, рассчитываемые на количество прописанных в квартире человек.
В случае смерти военного во время несения службы его семье или родителям назначается единовременная выплата в размере 3.000.000 рублей. В отдельных случаях государство компенсирует проезд супруги или матери в госпиталь, если солдат-призывник попадает в больницу в тяжелом состоянии.
Выплаты семьям военнослужащих также включают ежемесячные начисления. Это специальная пенсия, связанная с потерей кормильца, назначаемая по факту смерти солдата при несении службы. Выплаты такого рода также назначаются детям, чей родитель был объявлен без вести пропавшим либо получил серьезные травмы, ставшие причиной смерти уже после окончания службы. Пенсия назначается до наступления совершеннолетия ребенка, а если он получает высшее образование в ВУЗе – до выпуска из него.
В России идет постепенное повышение пенсионного возраста. Для этих изменений введен переходный период, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2019 году пенсионный возраст женщин — 55,5 лет, мужчин — 60,5 лет.
Государство ежегодно индексирует стоимость одного балла — в 2019 году балл стоит 87,24 Р. В 2019 году работающим пенсионерам пенсии не проиндексируют. Индексированную пенсию пенсионеру будут начислять только после увольнения.
С 1 февраля 2019 года военные пенсии перевели на карты национальной платежной системы «Мир». Полностью на эту систему перейдут до 1 июля 2020 года. Карты других платежных систем — например, «Виза» или «Мастеркард» — придется заменить на «Мир» до июля 2020 года.
Кто относится по закону к госслужащим
Указом Президента (УП) №1141 от 20 сентября 2010 г определен перечень должностей, которые относятся к государственным служащим. Это:
- Государственные должности (ГД) РФ.
- ГД субъектов РФ
- Должности федеральной госслужбы, утвержденные УП №1574 от31.12.2005.
- Должности госслужбы субъектов РФ, утвержденные их правовыми актами.
- ГД, утвержденные УП № 33 от 11.01.1995.
- Должности прокурорских работников.
- Воинские должности.
- Должности работников налоговой полиции (федеральные органы).
- Должности работников таможенных органов РФ.
- Муниципальные должности и т.д.
Весь перечень должностей, относящихся к госслужащим перечислен в УП №1141, который находится в свободном доступе для ознакомления. Всего насчитывается 18 позиций, в некоторые из которых также внесены добавочные перечни. Все должности, которые учитываются, как государственная служба дают право работникам на дополнительные льготы в получении пенсий. Расчет пенсий госсслужащих начинается с 45 % от заработка и возможно начисление до 75% от заработка.
Получение пенсионного обеспечения трудового типа для муниципальных служащих не отличается от общепринятого порядка. Соответствуя базовым требованиям, чиновник может получать страховую пенсию, дорабатывая необходимый ему муниципальный стаж. Таблица показывает, условия назначения разных видов гособеспечения, согласно Закона № 400-ФЗ:
Виды страховой пенсии |
Условия предоставления |
По старости |
Одновременное соответствие указанным требованиям (указаны данные для 2019 года, в дальнейшем будет их увеличение до установленного законом предела):
|
По инвалидности |
Назначается при получении работником инвалидности I, II или III группы (вне зависимости от причин). Непременным условием назначения является наличие страхового стажа (при его полном отсутствии назначается социальная пенсия). |
На страховое пенсионное обеспечение служащих местных органов власти распространяется требование Закона № 400-ФЗ об обязательной индексации. Ежегодно величина выплат приравнивается к коэффициенту инфляции за II квартал предшествующего года, так 1.01.2018 этот вид государственных пособий повысился на 3,7%.
На госслужбе пенсия оформляется на основании ФЗ 400, как и страховая. Сколько точно будет выплачиваться узнают и скажут сотрудники Пенсионного фонда.
Готовится единый для всех жителей страны пакет документов:
- заявление о начислении;
- паспорт;
- ИНН;
- трудовая книжка;
- справка, в которой указываются доходы, полученные ГГС за последние 12 месяцев;
- копию приказа об освобождении ГГС от замещаемой должности;
- военнообязанные передают военный билет;
- справка, в которой перечисляются все занимаемые должности ГГС с указанием периодов осуществления замещения;
- справку о регистрации на территории страны и составе членов семьи;
- справку, в которой указывается отсутствие других пособий и доплат.
Правила составления исков к Пенсионному фонду
По ст. 131-132 ГПК РФ, составляют исковое заявление на выплату страховой пенсии и иные пенсионные иски. Они содержат:
- Блок шапка. Наименование суда, куда поступает заявление. Ф.И.О. (последнее, если есть) истца с его местом жительства и контактными данными, те же данные о представителе по необходимости. Наименование пенсионного учреждения (ответчика) с адресом, ИНН и ОГРН (последние два реквизита, если известны), с ценой иска, если оценивается, и размером госпошлины (по п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ — 300 руб. (когда иск не оценивается) или по п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК (когда оценивается) плюс учет льгот по ст. 333.36 НК РФ).
- Информационно-просительный блок. Подробно (без излишеств), логично и последовательно описывается нарушение ПФР с данными о досудебных попытках урегулирования спора и примирительных действиях (если они предпринимались), суть ваших претензий и требований с необходимыми ссылками на нормативные акты (по ситуации). Просите суд признать утратившим силу решение ответчика, обязать его назначить вам пенсию, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, судебные издержки и т. п.
- Заключительный блок. Комплект документов-приложений с датой и подписью.
По ст. 132 ГПК РФ, пенсионные иски (для предъявления в суд) сопровождаются:
- квитанцией об оплате госпошлины;
- копией доверенности представителя, по необходимости;
- копией спорного решения ответчика;
- копией ответа на досудебную жалобу, если есть;
- копией трудовой книжки;
- расчетом цены иска, если оценивается;
- уведомлением о вручении (иными подтверждениями направления) копий иска и отсутствующих у них доказательств иным участникам дела;
- при наличии копиями документов о примирительных действиях, если они совершались;
- другими документами (по конкретной ситуации).
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии
Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.
При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.
Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):
★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.
Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств, не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана
Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).
Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.
Ошибки по военным пенсиям исправят без срока давности
Получать военную пенсию могут те, кто:
- Отслужили не менее 25 лет на контрактной основе.
- Обладающие общим трудовым стажем от 25 лет (не менее половины должна составлять служба в ВС).
- Достигли претендентом в момент увольнения из рядов Минобороны 45-лет.
В выслугу лет по инициативе претендента могут включить период учебы (до 5 лет). Каждый год обучения считается за 0,5 года службы. Также, если пенсионер служил в особых условиях, в отношении него действует льготное вычисление выслуги лет.
Другая причина для присвоения довольствия – инвалидность военного, приобретенная им во время службы или образовавшаяся после ее окончания, но по причинам, напрямую связанным с ней.
Для этого нужно представить соответствующие справки и пройти медобследование. Причем до достижения указанного возраста придется периодически проходить экспертизу, и если по ее результатам будет установлено, что бывший военный более не является инвалидом, начисление выплат прекратится.
Особых льгот и прав прохождение срочной службы не предоставляет. На определенную помощь могут рассчитывать беременные жены мужчин, ушедших служить, а также их матери, оставшиеся в период службы без человека, который содержал их.
Призывники могут получать пособия по инвалидности, приобретенной в период прохождения службы. Размеры выплат высчитываются исходя из величины социальных пенсий (СП), они приведены ниже:
Причина назначения | Размер выплаты |
Инвалидность, приобретенная в результат боевых действиях и находясь при исполнении | Для инвалидов 1-й группы – 300% от величины СП, 2-й группы – 250%, 3-й – 175%. |
Увечье, полученное вследствие несчастного случая | Инвалидам 1-й группы – 250% СП, 2-1 – 200%, 3-й – 150% от СП. |
Военные пенсии (пенсионное обеспечение военнослужащих)
Налоговое законодательство предусматривает для бывших военнослужащих, вышедших на пенсию, следующие привилегии:
- Освобождение от налогообложения одного из зарегистрированных на пенсионера объектов недвижимого имущества. При этом недвижимость не должна носить коммерческого характера.
- Материальные и денежные подарки, сделанные ветерану, не облагаются подоходным налогом, если их цена менее 10 тысяч рублей.
- При подаче заявлений в государственные органы – судебные, нотариальные, административные, – военный пенсионер освобождается от оплаты пошлин.
Налоговые льготы военнослужащим-пенсионерам не предоставляются в автоматическом режиме. За их назначением придётся обращаться в местный отдел ФНС.
Военнослужащие-отставники имеют скидки при оплате коммунальных услуг, составляющие 50% от установленного тарифа.
Преференции распространяются на следующие категории услуг и ресурсоснабжения:
- Водоснабжение;
- Отопление;
- Канализация;
- Газоснабжение;
- Электроэнергия;
- Общедомовые нужды;
- Вывоз мусора и уборка территории.
Обязательное условие для предоставления льгот военным пенсионерам по оплате ЖКХ – отсутствие долга за «коммуналку», и нахождение квартиры в собственности пенсионера.
Скидки на оплату за обслуживание жилплощади начисляются, исходя из:
- Величины жилплощади. Под субсидирование подпадает лишь площадь, не превышающая средние социальные лимиты, принятые для данного региона.
- Количество человек
Льготы пенсионерам МОРФ распространяются и на проезд в городском пассажирском транспорте. Данные преференции устанавливаются местными органами власти, и субсидируются из бюджета субъекта Федерации.
Для внутригородских поездок льготнику достаточно предъявить кондуктору удостоверение военного пенсионера. При необходимости проведения лечения, или санаторного отдыха, льготник вправе безвозмездно проехать до места нахождения медучреждения или профилактория.
Это допускается, если объект расположен внутри страны. До учреждений здравоохранения, принадлежащих Минобороны, проезд будет полностью бесплатен. Стоимость билета в обе стороны оплачивается из средств военного ведомства. При прохождении лечения в гражданских медучреждениях будет оплачена лишь половина стоимости проезда.
Начисляемая военная пенсия повышается, в зависимости от дополнительных факторов:
- На 175-300% – при наличии ранений или травм, полученных в период прохождения службы в армии;
- На 100-250% – военным пенсионерам, одновременно являющимися ветеранами Великой отечественной;
- На 32% – военнослужащим, принимавшим участие в локальных боевых действиях. При этом нужна официальная справка из военкомата, подтверждающая факт участия в военном конфликте.
При наличии у пенсионера-отставника особых государственных и званий, за каждое из них производится отдельная доплата.
Военным пенсионерам полагаются некие привилегии в сфере здравоохранения.
В их перечень входят:
- Военные пенсионеры остаются прикреплёнными за ведомственными медучреждениями, в которых обслуживались в бытность своей армейской службы.
- Предоставление лекарственных препаратов полностью безвозмездно, либо со значительной скидкой. Данная льгота распространяется только на медикаменты, выписанные по рецепту лечащим специалистом. Получить их можно в муниципальных или частных аптеках, аффилированных с Минздравом.
- При необходимости поправить здоровье, пенсионеру выдаётся безвозмездная путёвка в ведомственный санаторий.
- Бесплатное пользование услугами государственных медучреждений.
- Бесплатное протезирование, как ортопедическое, так и зубное. Не распространяется льгота на зубные имплантаты из драгметаллов.
Елена Смирнова
Пенсионный юрист, готова ответить на ваши вопросы.
Задать мне вопрос
В некоторых регионах список медицинских льгот для военнослужащих в отставке расширяется за счёт возможностей местного бюджета.
Указом Президента РФ № 604 от 7 мая 2012 года установлено, что пенсии граждан, уволенных с военной службы, должны ежегодно индексировать на 2% сверх уровня инфляции. Однако эта норма далеко не всегда исполняется.
- Так, в 2021 году повышение военных пенсий произведут только по инфляции — на 3,7% с 1 октября. При этом никакого дополнительного увеличения на 2% не запланировано.
- Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2020 году, когда пенсионное обеспечение увеличили только в соответствии с индексом роста цен — на 3%, а индексации на 2% не было.
Повышение военных пенсий на 2% сверх инфляции производили в 2019 году. Но тогда такую прибавку обеспечили за счет корректировки величины понижающего коэффициента — с 0.7223 до 0.7368, хотя оба этих повышения должны производить независимо друг от друга. Тем не менее, даже в таком виде дополнительное увеличение выплат в 2021 году осуществлять не планируют. В законе о федеральном бюджете предусмотрели средства лишь для одного вида повышения — за счет индексации окладов по воинским должностям и званиям.
По нормам действующего законодательства военным пенсионерам выплачивают не полную пенсию, а только ее часть. Это происходит из-за применения при начислении выплат понижающего коэффициента к величине денежного довольствия. Впервые его ввели в 2012 году в значении 0.54 при условии обя��ательного ежегодного роста как минимум на 2%. Однако в последний раз его величину пересматривали 1 октября 2019 г. — с 0.7223 до 0.7368.
- Далее законом № 381-ФЗ от 02.12.2019 г. применение понижающего коэффициента 0.7368 распространили на весь 2020 год.
- Затем его применение распространили и на расчеты военной пенсии в 2021 году. Закон о понижающем коэффициенте в 2021 г. 8 декабря 2020 года подписал Президент В. Путин.
Закон № 397-ФЗ от 08.12.2020 г.
Для военных пенсионеров это означает одно: прибавки за счет изменения величины понижающего коэффициента на 2% в 2021 году не будет. Им по-прежнему продолжат выплачивать только 73,68% от полной суммы военной пенсии.
Следующее изменение коэффициента произойдет не ранее 1 января 2022 г., если, конечно же, снова не введут мораторий на корректировку ПК.
- Микрозайм
- Потребительский кредит
- Кредитные карты
- Кредит для бизнеса
- Ипотека
- Вклады
- Автокредит
- Товарные кредиты
- Кредит Webmoney
При оформлении пенсии отставнику за расчетную основу берется довольствие сотрудника к моменту отставки (оклады по званию и должности, процентная надбавка за выслугу).
Изначально получается достойная база, но она урезается понижающим коэффициентом (тем самым «кастрационным», о котором уже сказано выше). На старте глобальной реформы силовых ведомств в январе 2012 года этот показатель установлен в размере 0,54. В законодательстве заложен ежегодный прирост этого показателя на 2%.
Решение депутатов Госдумы означает, что в процессе начисления пенсий экс-силовикам в следующем году вновь будут учитывать лишь 73,68 процента от размера денежного довольствия военных.
Следовательно, повышать пенсии военных на два процента сверх инфляции в наступающем году не будут. На индексацию с 1 января 2021-го российским военным пенсионерам можно, таким образом, не рассчитывать. Размер понижающего коэффициента на следующий год установлен на отметке в 0,7368.
Действующим в России законодательством предусмотрен пересмотр военных пенсий наряду с повышением денежного довольствия ежегодно с 1 января 2013-го на два процента.
Денежное довольствие, учитываемое в процессе исчисления пенсий, с 54-х процентов в 2012-м должно было планомерно достичь отметки в 100 процентов. Однако, в 2015-м было принято решение о приостановке действия данной нормы. Теперь же «заморозку» пролонгировали, по меньшей мере, до 2022 года.
Военные пенсии вырастут с 1 октября 2021-го наряду с увеличением окладов действующих российских военнослужащих.
Прибавки с октября 2021 года предусмотрены примерно для 2,6 миллиона граждан:
- служивших по призыву либо по контракту;
- экс-сотрудников ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС, ФСИН, противопожарной службы, органов фельдъегерской связи, таможенных органов и пр.
Размеры окладов военных в России повышают на уровень инфляции за предыдущий год. С 1 октября 2021-го величина прибавки достигнет, таким образом, 3,7 процента.
Но, к сожалению, есть еще люди, которые продолжают верить в то, что наше государство является социальным и деятельность нашей действующей власти направлена исключительно на то, чтобы повысить благосостояние простого народа.
Вот и сейчас, когда пришел 2021 год военные пенсионеры с ужасом ждут октября для того чтобы понять — «кинут» ли их в очередной раз или все — таки вспомнят об «особом виде государственной службы»…
Дело в том, что повышение на 3% военной пенсии только лишь за счет повышения окладов по воинским званиям и занимаемым воинским должностям действующим военнослужащим в полной мере показало «звериный оскал капитализма».
Просто военные пенсионеры в очередной раз поняли, что подобная индексация военной пенсии просто обрекает их на нищенское существование и дальнейшее снижение их материального положения.
О морально — психологическом состоянии заслуженных людей уже и речи не идет!
Теперь весь вопрос состоит в том, на сколько повысят военные пенсии в текущем 2021 году.
Что выберет из этих двух показателей наша власть пока неизвестно.
Что перевесит чашу весов для нашей действующей власти — их собственное благосостояние или пара сотен лишних рублей пенсионерам?
Между тем, из бюджета 2020 не был «освоен» триллион рублей. Может быть, конечно, его удобнее «освоить» в 2021 году — тихо и без лишних учетов?
Где вы видели в нашей стране талантливых бизнесменов, которые бы начинали свой бизнес с нуля и без мошенничеств и махинаций достигли бы значительного состояния?
Нет таких! Все богатые сидят на народной нефти, газе, лесе и других полезных ископаемых. Чиновники — на откатах. А те, кто приватизировал по знакомству еще советские предприятия продолжают выжимать из них и из сотрудников последние соки!
Конечно, при таких аппетитах и запросах на военных пенсионеров денег никогда не хватит!
Ведь год 2021 станет годом выборов в Государственную думу. И хотя понижающий коэффициент для исчисления военных пенсий заморожен на весь 2021 год, но есть вероятность того, что в качестве предвыборного пряника действующая власть использует вариант повышения военных пенсий по размеру официальной инфляции — 4,91%.
А не 3,7% как запланировано…
Но все прекрасно понимают, что если и дадут в 2021 военным пенсионерам в 2021 году эти «лишние 200 рублей к военной пенсии», то ситуации это в корне абсолютно не изменит и в 2022 году у людей власть отберет гораздо больше, чем даст в 2021 — м…
Хотя бы за счет очередного повышения цен на все и вся!
Так что не стоит радоваться сиюминутной подачке, даже если она и случится.
Нужно просто постараться исключить саму возможность той ситуации, когда военные пенсионеры на одной чаше весов, а не использованный триллион и «дворцы» за сотни миллиардов на другой!
Нужно из российской действительности исключить саму возможность такого распределения бюджетных потоков и денег налогоплательщиков!
Российское законодательство предусматривает, что военные пенсии, как и денежное довольствие, пересматривают каждый год, начиная с 1 января 2013-го, и рост достигает двух процентов.
Денежное довольствие, которое учитывают при расчете пенсионных выплат, с отметки в 54% по состоянию на 2012-й должно было плавно выйти на 100-процентный уровень. Но в 2015 году парламентарии решили приостановить эту норму. В 2020-м «заморозку» продлили на период до 2022 года.
Военную пенсию в России планируют проиндексировать 1 октября 2021 года. Размер выплаты автоматически вырастет после того, как индексации подвергнут оклады действующих военнослужащих.
На прибавку с 1 октября 2021-го можно рассчитывать приблизительно 2,6 млн граждан. Это коснется следующих категорий:
- лица, служившие по контракту или по призыву;
- бывшие сотрудники ФСИН, МВД, МЧС, ФСБ, Росгвардии, противопожарной службы, таможенных органов, органов фельдъегерской связи и др.
Оклады всегда повышают российским военнослужащим на тот уровень инфляции, который был зафиксирован по итогам предыдущего года. Прибавка с 1 октября 2021 года составит в результате 3,7%.
Прежде всего, стоит разобраться в том, кто может претендовать на получение военных пенсий. Так, выплаты могут быть следующими:
- за выслугу лет (свыше 20);
- по инвалидности (наличие 1-3 группы);
- по возмещению вреда здоровью;
- близким родственникам погибшего военного.
Сумма пособия рассчитывается из того, какой трудовой стаж имеет гражданин России, из понижающего коэффициента и из денежного обеспечения, который соответствует должностям и званиям.
Для назначения военной пенсии россиянину необходимо обратиться в местное подразделение ПФР. Во время визита гражданин должен предоставить следующие документы: паспорт; фото 3×4; военный билет, трудовую книжку и личное дело. В отдельных случаях может понадобиться справка об инвалидности или свидетельство о смерти военнослужащего.
В 20 году планировалось поднять военные пенсии на 3,8 — 4,3%. Но индексацию снизили до 3%, объяснив, что уровень инфляции был ниже, чем ожидалось. Также была нарушена законодательная норма, предусматривающая ежегодную индексацию пенсий на 2% от текущего уровня инфляции. Обещанная отмена понижающего коэффициента на 2% была приостановлена, а выплаты заморожены минимум до конца 2021 года.
Если рекомендация главы АСИ не будет утверждена постановлением Правительства РФ, то в 2021 году военный пенсионер может надеяться лишь на индексацию в 4 квартале.
В связи с эпидемиологической обстановкой в России, некоторые планы, связанные с пенсионными выплатами, пришлось отложить. Ещё во 2 квартале 2020 года специалисты сообщили о недополучении в ПФР 1,6 млрд. рублей. После продления карантина, эта цифра увеличилась в несколько раз. Продукты и товары первой необходимости подорожали, поэтому реальный показатель инфляции не может приравниваться к запланированному. Предполагается, что на пенсионные выплаты будет выделено 40% доходов федерального бюджета.
Глава ПФР Антон Дроздов заявил, что если случится рост инфляции, то власти предпримут меры по увеличению размера индексации.
Пенсионерам стоит ожидать стандартную прибавку в октябре 2021 года. Она составит примерно 3 процента. Но понижающий коэффициент увеличится до 76,66 процентов. Изменения могут произойти в случае:
- Постановления правительства РФ перенести срок индексации на другое время.
- Увеличения ставки индексации, если статистика Росстата покажет выше уровень инфляции, чем запланированный в бюджете.
- Принятия законопроекта от Агентства стратегических инициатив.
- Решения отменить ограничение индексации для работающих военных пенсионеров.
Военнослужащие получают военные пенсии либо по выслуге лет, либо по инвалидности. Также на них имеют право родственники погибших, сюда же относится пенсия по потере кормильца. Их размер исчисляется на основании:
- стажа работы (не менее 20 лет с учетом льготных исчислений);
- денежного оклада, соответствующего званию и занимаемой должности;
- понижающего коэффициента.
При выходе на пенсию со стажем 20 лет будет получено 50% денежного довольствия, с каждым последующим годом размер увеличивается. Прибавка устанавливается в соответствии с законом, но не более 85%.
Право на военную пенсию по выслуге лет имеют и те, чья трудовая деятельность не ограничивалась только военной службой. Для ее получения требуется, чтобы были выполнены следующие условия:
- достижение возраста 45 лет;
- общий стаж не менее 25 лет, из которых не менее половины на военной службе.
Так как при продолжении трудовой деятельности за таких граждан работодатель делает отчисления в страховые фонды, они имеют право выбора, получать гражданскую или военную пенсию. Последние рассчитываются исходя из выслуги лет, величины денежного довольствия и понижающего коэффициента.
Власти инициируют повышение ряда надбавок, которое произошло 1 апреля. Значения зависят от величины социальной пенсии по старости, которая составляет 5686,25 рубля:
Вид надбавки к военной пенсии |
Размер надбавки в % от расчетного размера |
Сумма надбавки с 1 апреля в руб. |
|
Инвалидность 1 групп�� |
100 |
5686,25 |
|
При достижении 80 лет |
100 |
||
При наличии иждивенцев |
1 |
32 |
1809,19 |
2 |
64 |
3618,38 |
|
3 |
100 |
5686,25 |
|
К пенсии по инвалидности по причине военной травмы. Женщины при достижении 55 лет, мужчины 60 |
100 |
||
Участники ВОВ, не имеющие инвалидности |
64 |
3618,38 |
|
Ветераны боевых действий |
32 |
1809,19 |
Форум правовой взаимопомощи военнослужащих
Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»
Рубрика | Государство и право |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.11.2016 |
Размер файла | 122,4 K |