Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем грозит, если не встал на учет в военкомат». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый военнообязанный гражданин РФ обязан выполнять требования закона по воинскому учету: состоять на учете в военкомате по месту жительства, сниматься при смене месте жительства или пребывания, бережно хранить документы воинского учета. Нарушение правил воинского учета влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 3000 рублей. Например, штраф за непрохождение первоначальной поставновки на учет придется заплатить допризывникам, которые не пришли в военкомат до 1 апреля, лицам, достигшим призывного возраста, которые сменили место жительства на длительный срок (больше трех месяцев) и не уведомили военкомат по новому месту пребывания; мужчинам, которые вернулись в Россию из-за рубежа после длительного отсутствия либо, если получили гражданство РФ и в течение 2-х недель не встали на учет в военкомате.
Увеличение штрафа за постановку на учет
Стоит упомянуть, что сравнительно недавно, до 2020 года размер штрафа за несвоевременную постановку был значительно ниже. Показатель варьировался в размере 100-150 рублей.
В связи с такой небольшой суммой штрафа некоторые молодые люди призывного возраста игнорировали свои обязанности. Это приводило к нарушениям сроков постановки и снятия с воинского учета в соответствующей инстанции.
Учитывая такое пренебрежение со стороны призывников и увеличение количества уклонистов, представители Законодательного собрания предложили в Государственную думу обновленный законопроект. Основной его задачей была борьба с уклонистами.
Инициаторы законодательного собрание выдвинули предположение, что стоит увеличить размер штрафа за нарушение воинских обязанностей, чтобы привлечь молодых людей призывного возраста к ответственности. Таким образом размер штрафа в качестве наказания за непостановку на воинский учет военном комиссариате был повышен до 500-3000 рублей.
— Алина Петрова, директор Повесток.Нет
Для того чтобы довести законопроект до ума, пришлось создать большое количество правок. В целом на это ушло более 12 месяцев, прежде чем документация была полностью доработана.
Далее инициаторам необходимо было получить добро от Государственной думы, Совета Федерации и Президента России. В связи с подобными заминками, новые штрафные санкции смогли вступить в силу лишь к маю 2020 года.
Во время того как законопроект должен был пройти ряд правок и процесс рассмотрения в Государственной думе, еще одна инициативная группа примкнула к идее повышения штрафных взысканий.
Таким образом в Государственной думе был предложен еще один законопроект, согласно которому призывников ожидало увеличение штрафов до 5000 рублей.
Авторы законопроекта решили не останавливаться на этапе повышение штрафных взысканий. В рамках законопроекта было также предложено, чтобы призывники сами отправлялись в военный комиссариаты чтобы провести сверку данных в личном деле.
К законопроекту была прикреплена пояснительная записка, в которой отмечается, что во время такой явки в военную инстанцию призывники могут получить повестку на прохождение призывных комиссий. Пожалуй, все мужчины были рады тому, что законопроект не прошел одобрение от депутатов.
Если нужна помощь юриста в постановке на учёт
Клиенты нашей компании не отправляются служить в армию. Мы помогаем всем призывникам, которые к нам обратились, получить освобождение и военный билет на законных основаниях по состоянию здоровья.
Наши юристы помогут вам разобраться, каким образом стоит провести подготовку к призывным мероприятиям. Мы готовы организовать для вас независимое обследование в поликлинике.
Так можно увеличить шансы на получение непризывной категории годности – нередко даже сами пациенты не знают, что у них имеется то или иное заболевание, которое относится к перечню противопоказаний для армейской службы. При желании мы поможем обжаловать решение военного комиссариата в судебном порядке или в вышестоящей инстанции.
При помощи совместной работы с нашими специалистами в области юриспруденции, обязательно будет найден легальный способ для получения военного билета по состоянию здоровья.
За отсутствие учетного отдела по военнообязанным гражданам (прикрепленных сотрудников) и непредставление информации в соответствующие подразделения для компании предусмотрена административная ответственность. К компании могут быть применены санкции в виде штрафов в размере:
- 300-1000 рублей – несвоевременное предоставление в органы воинского распределения списков граждан. Штраф накладывается на главу компании или ответственное за данный учет лицо (ст. 21.1 КоАП).
- 500-1000 рублей – игнорирование оповещения, направленного сотруднику (повестки в военный комиссариат), тем самым препятствование его своевременной явке к месту назначения (ст. 21.2 КоАП).
- 300-1000 рублей – сокрытие информации о принятых (уволенных) военнообязанных сотрудниках (ст. 21.4 КоАП).
Согласно Положению о воинском учете осуществлять проверку формирования учета в организациях должны органы местного самоуправления и военкоматы. Если в штате компании трудится более 500 человек – ревизия проходит один раз в год; в остальных случаях – один раз в 3 года.
Санкции КоАП за нарушения воинского учета предложено увеличить в десять раз
В Госдуму внесен законопроект, предлагающий повысить штрафы для уклонистов от армии, а также для должностных лиц, действия которых приводят к нарушениям воинского учета. В частности, за неявку в военкомат по повестке, неуведомление о смене места жительства, женитьбе или выезде за границу более чем на полгода призывников может ждать штраф до 5 тыс. руб. Эксперты считают это бессмысленной мерой и говорят о необходимости наведения порядка в воинском учете и его переводе в электронный документооборот.
Законопроект внес депутат Госдумы Андрей Красов («Единая Россия»). Он предлагает увеличить в десять раз размер штрафов
за правонарушения в области воинского учета (гл. 21 КоАП). В пояснительной записке в связи с этим упоминается другой законопроект, принятый Госдумой в первом чтении. В нем регламентируются случаи, когда призывники самостоятельно должны являться в военкомат для сверки данных воинского учета. В частности, речь идет о молодых людях, которые не имеют регистрации по месту жительства: на них возлагается обязанность прийти в ближайший военкомат.
Господин Красов отмечает, что размер санкций в КоАП незначителен — от 100 руб. до 1000 руб. Это «не способствует формированию законопослушного гражданина» и требует пересмотра.
Предлагается, чтобы оба законопроекта вступали в силу одновременно. Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев отметил, что инициатива будет дополнительно обсуждаться, поскольку не обсуждалась на координационном совете фракции «Единая Россия».
Напомним, в ст. 21.5 КоАП говорится о случаях неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету. Это неявка в военкомат по повестке без уважительной причины, неявка в срок для постановки или снятия с воинского учета, неявка при переезде на новое место жительства в течение трех месяцев. А также неинформирование военкомата о женитьбе, получении образования, смене места работы или назначении на новую должность, выезде за границу более чем на полгода. Если сейчас за эти нарушения грозит штраф от 100 руб. до 500 руб., то господин Красов предлагает штрафовать виновных на 1000–5000 руб.
Нужно ли направление для постановки на воинский учет?
Если обратиться к российскому законодательству, то процесс постановки на воинский учет должен выглядеть следующим образом:
- Обращение призывника в военкомат по месту проживания.
- Непосредственная постановка на воинский учет.
- Прохождение военной медицинской комиссии.
- Формирование личного дела.
- Выдача приписного свидетельства.
Если речь идет о переезде, то постановка на воинский учет выглядит следующим образом:
- Обращение в военкомат по месту проживания.
- предоставление документов, которые подтверждают переезд.
- Переоформление документов по месту нового проживания.
- Выдача справки о постановке на воинский учет.
- Снятие с учета на предыдущем месте жительства.
Как можно заметить, никакого направления для постановки на воинский учет не нужно.
Штрафы для юридических лиц за неисполнение закона
Во исполнение Федерального Закона «Об обороне» предприятия обязаны осуществлять полноценное сотрудничество с территориальными военными комиссариатами.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены санкции, которые применимы к юридическим лицам и организациям, допустившим умышленное нарушение законодательства о ведении учета трудоустроенных лиц. Так, в 2022 году зафиксированы следующие размеры наказаний нарушителей:
- сокрытие сведений о постановке на воинский учет предусматривает штраф в размере от 1000 до 3000 рублей;
- отказ передавать работнику информацию о получении повестки в военный комиссариат чреват назначением штрафных санкций в пределе 1000 до 3000 рублей;
- нарушение сроков подачи обращения может повлечь штраф в сумме 1000 рублей (максимально 3 000 рублей).
Наказание может назначить только суд на основании составленного протокола об административных нарушениях. Сложность такого делопроизводства заключается в тяжести доказывания умысла при допущении нарушений законодательства о воинском учете.
Не встал на воинский учет в 16 лет
Если гражданин не встал в возрасте шестнадцати лет на учет, он будет привлечен к административной ответственности. Избежать наказания можно, если предоставить справку, свидетельствующую о том, что гражданин по какой-либо причине не смог встать на учет в установленные сроки (например, находился на лечении в условиях стационара по причине тяжелой болезни или травмы). Чаще всего, дело ограничивается устным предупреждением, однако в том случае, когда призывник уже не в первый раз уклоняется от постановки на учет, может быть назначен штраф в размере от ста до пятиста рублей. Кроме того, в документы призывника будет внесена соответствующая запись, что может вызвать сложности в будущем – например, при поступлении на работу.
Ответственность за неисполнение обязанности по воинскому учету предусмотрена статьей. 21.5 КоАП РФ. Среди установленных правил поведение законодатель выделяет следующие:
Неявка гражданина по вызову (повестке) военного комиссариата в установленные время и место без уважительной причины,
Неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при:
- переезде на новое место жительства или пребывания более чем на 3 месяца в другой город;
- при выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
3) несообщение в установленный срок в военный комиссариат об изменении:
семейного положения;
- образования;
- места работы или должности;
- о переезде на новое место жительства в пределах одного города.
Лица, обязанные состоять на воинском учете
Встать на учет должны:
- уволенные ранее со службы или находящиеся в запасе мужчины;
- выпускники военной кафедры, офицеры запаса;
- лица, не служившие в армии по причине освобождения от призыва;
- не служившие в армии по причине отсрочки по уважительной причине;
- женщины, закончившие вуз, кафедру военного дела.
Лица, освобожденные от учета в комиссариате:
- лица, находящиеся в местах лишения свободы;
- женщины без специальностей военного назначения;
- лица, проживающие вне страны на ПМЖ;
- лица, не привлеченные к обязанностям по причине возраста или здоровья;
- лица, находящиеся на данный момент на альтернативной или военной службе.
Зачем нужно вставать на учёт?
Обычно женщина о беременности узнает на сроке 6-11 недель. В период 1-ого посещения гинеколога ей будет предложено оформиться, встав на учёт по беременности. Это можно сделать в любой женской консультации, к которой прикреплён пациент – по месту прописки или работы, где будет удобнее. Не обязательно выбирать ту поликлинику, где женщина наблюдалась регулярно, хотя в таком случае врачам будет проще ознакомиться с картой пациентки, узнать о наличии хронических заболеваний и проведённом лечении.
По закону РФ женщина имеет право на получение бесплатной медпомощи все 9 месяцев вынашивания малыша вне зависимости от того, встала ли она на учёт в ЖК по беременности или нет. Но плановое посещение гинеколога, сдача соответствующих анализов, регулярное и систематическое наблюдение за развитием плода помогает избежать многих проблем и выявлять любые отклонения.
Медицинская консультация специалиста необходима женщине на протяжении всей беременности, начиная с ранних сроков.
Если беременная не встанет на учёт
Иногда происходит так, что женщина осознанно не регистрируется в поликлинике и посещает врача непосредственно перед родами или во время них. Беременность может протекать хорошо, и малыш родится здоровым. Но если возникнут проблемы, приводящие к выкидышу или патологиям плода, никто не сможет подсказать будущей маме, как действовать. Такое попустительство по отношению к своему здоровью и здоровью ребёнка чревато последствиями.
За не постановку на учёт государство не вправе наказать ни штрафом, ни внушением. Женщина наказывает сама себя, лишаясь своевременной медицинской помощи, диагностики, поддержки. Даже если будущая мама чувствует себя прекрасно и уже имела опыт родов, всё равно рекомендуется пройти плановые исследования. Никто не может предсказать, как будет протекать беременность. Если «интересное положение» подтверждено (хотя бы тестом), но регистрацию осложняет отъезд или другие причины, можно обследоваться чуть позже.
Оптимального «единого» времени для постановки на учёт не существует. Каждая женщина решает для себя, в какое время ей удобно это сделать. На маленьких сроках гинеколог может отказать в регистрации и назначить повторный приём через пару недель, в том случае, когда беременность точно имеется. Рекомендовано вставать на учёт на 1 триместре, так как все необходимые первичные исследования проводятся в этот период.
Беременность — особый периодом в жизни женщины. Во время нее нагрузка на организм будущей мамы серьезно увеличивается, что сопровождается анатомическими и гормональными изменениями. Чтобы быть уверенной в правильном развитии плода и отсутствии проблем с собственным здоровьем, беременной нужно своевременно встать на учет в женскую консультацию.
Для начала следует записаться к врачу-гинекологу, который ведет прием в ЖК. Государством предоставляется право на бесплатное лечение по прописке или по месту фактического нахождения.
Комментарии к ст. 21.5 КОАП РФ
1. Конституция РФ определяет, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. ч. 1 и 2 ст. 59). Воинский учет граждан организуется на основе Федеральных законов от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (с изм. и доп.), от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.); от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», а также в соответствии с Положением о воинском учете и Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденными соответственно Постановлениями Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 и от 11 ноября 2006 г. N 663, Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132.
2. Закон «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что граждане обязаны состоять на воинском учете (за определенными исключениями). Воинский учет граждан, как правило, осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами, а в случае их отсутствия в населенных пунктах — органами местного самоуправления (первичный учет) (см. комментарий к ст. 21.1 КоАП).
Первоначальная постановка на учет мужчин происходит в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17-летнего возраста, а женщин — в течение года после приобретения ими военно-учетной специальности. Решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им 18-летнего возраста.
3. В соответствии с Положением о призыве на военную службу оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии осуществляется повестками военного комиссариата. Розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществляются органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Положением о военных комиссариатах на них возложены организация и ведение воинского учета, координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за реализацией переданных органам местного самоуправления полномочий Российской Федерации по осуществлению первичного воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, проведение проверок организаций по вопросам ведения воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, проведение при содействии других органов и организаций мероприятий по медицинскому осмотру граждан перед направлением их к месту прохождения военной службы, другие обязанности в сфере организации воинского учета.
4. Освобождение и отсрочка от призыва на военную службу предоставляются в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. ст. 23 и 24). Категории лиц, которым предоставляется отсрочка от призыва на действительную военную службу, определяются на основе упомянутого Закона, а также указами Президента РФ.
5. Гражданин при постановке на воинский учет должен иметь при себе военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации. Гражданин, являющийся водителем транспортного средства, должен иметь при себе также водительское удостоверение на право управления. Обычно время явки в военный комиссариат указывается в повестке. Ответственность гражданина наступает в том случае, если он имел реальную возможность явиться на призывной участок, но не исполнил эту обязанность.
Уважительной причиной неявки по вызову военного комиссариата или по повестке военного комиссара при условии документального подтверждения причины неявки являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности, тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника или лица, на воспитании которого находился гражданин, участие в похоронах этих лиц, препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное не зависящее от воли гражданина обстоятельство, лишившее его возможности явиться, другое обстоятельство, признанное судом или призывной комиссией уважительной причиной.
6. Неявка по вызову в военкомат характеризуется сознательным неисполнением гражданской обязанности. Граждане, и прежде всего лица допризывного и призывного возраста, хорошо осведомлены о предъявляемых к ним требованиях, поскольку заранее готовятся к призыву в армию, с ними проводится обязательная подготовка к военной службе, которая включает получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях и в учебных пунктах организаций, военно-патриотическое воспитание и т.д. (см. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441).
7. Помимо регулирования административной ответственности за такое серьезное нарушение правил воинского учета, как неявка без уважительной причины по вызову (повестке) в военкомат или иное установленное место, данная статья предусматривает ответственность за нарушение ряда других правил, которые составляют основу воинского учета, понимаемого как государственная система регистрации, учета и анализа имеющихся в стране людских — призывных и мобилизационных — ресурсов.
8. Граждане, состоящие на воинском учете, при переезде на постоянное или временное (на срок свыше трех месяцев) место жительства или выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев обязаны сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства или место пребывания либо по возвращении в Российскую Федерацию встать на воинский учет в двухнедельный срок; граждане, подлежащие призыву на военную службу и в период проведения призыва выбывающие на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства; граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщать в двухнедельный срок в органы, осуществляющие воинский учет, об изменениях своего семейного положения, состояния здоровья, места жительства, образования, места работы и должности.
9. Объективную сторону могут составлять любые действия (бездействие), нарушающие установленные требования в виде несвоевременного представления необходимых сведений, неявки по вызову в установленные место и срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, и т.д., если они не влекут уголовной ответственности (ст. ст. 328 и 339 УК РФ).
10. Субъект административной ответственности — специальный: граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учете.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
11. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами военных комиссариатов (военными комиссарами, начальниками отделов и отделений отделов военных комиссариатов) (ст. 23.11).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица военных комиссариатов (ч. 1 ст. 28.3).
Непредставление списков мигрирующих граждан
Особенности воинского учет для граждан, которые решили сменить место жительства заключается в том, что при нахождении на новом месте более 3-х месяцев они должны стоять на учете в военкомате данного муниципального образования. Об ответственности самих граждан речь пойдет несколько позже, а сейчас необходимо уяснить, при смене регистрации должностное лицо, отвечающее за ВУР в том образовании, где гражданин ранее пребывал, обязано оповестить органы комиссариата о его убытии.
Аналогично рассматриваются правила постановки на учет вновь прибывших граждан. Они могут быть зафиксированы компаниями, занимающимися эксплуатацией общественных жилых сооружений, общежитий. Нарушение за непредставление информации фиксируется после истечения положенного отведенного срока.
По статье 21.3 ответственные работники отдела военно-учетного стола подлежат наказанию штрафом 300-1000 рублей.
В каком случае не накажут
К административной ответственности вправе привлечь только в том случае, если вы не явились по вызову военного комиссариата без уважительной причины. К уважительным причинам относятся заболевание или увечье гражданина, тяжелое состояние здоровья или смерть близких родственников, иные форс-мажорные обстоятельства. Эти обстоятельства придется подтвердить документально — предоставить больничный, справку о болезни или смерти родственника и т. п. В иных случаях будет ли и сколько штраф за неявку в военкомат, зависит от того, насколько уважительной сочтут причину неявки военком или суд.
Обратите внимание, что оштрафовать, если вы не явились в военкомат, вправе только в том случае, если повестка была вручена надлежащим образом:
- вам лично вручили повестку под подпись;
- вы расписались за получение заказного письма с повесткой;
- вы при личном вручении отказались получать повестку, что было письменно зафиксировано при свидетелях.
Закон о постановке на учет без регистрации
До 2021 года встать на учет можно было только при наличии временной регистрации. Призывники, у которых фактический адрес не совпадал с адресом прописки, не могли прикрепиться к военкомату.
В мае 2021 года члены Федерального Собрания во главе с Виктором Озеровым продумали и внесли поправки в действующий закон «О воинской обязанности и военной службе». Новая инициатива предлагала разрешить постановку по месту фактического проживания. В том числе, как указано в пояснительной записке к документу, чтобы увеличить «возможность по призыву на военную службу».
Рассмотрение и обсуждение инициативы в Госдуме заняло почти два года. Только в январе 2021 года Депутаты приняли закон в третьем чтении. Еще две недели понадобились на то, чтобы получить одобрение Совета Федерации и поставить подпись Президента. Таким образом, 6 февраля законопроект был подписан и официально опубликован в средствах массовой информации и на портале правовой информации.