Как монетизировать льготы инвалида (отказаться в пользу доплаты к пенсии)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как монетизировать льготы инвалида (отказаться в пользу доплаты к пенсии)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пенсионерам, не входящим ни в одну из категорий федеральных льготников, преференции набора социальных услуг недоступны. Они могут претендовать только на компенсацию части стоимости жилищно-коммунальных услуг, а именно на взносы на капитальный ремонт жилья.

Кому доступна возможность монетизации

Для получения права монетизации льгот недостаточно быть пенсионером. Возможность предоставляется гражданам, находящимся на пенсионном обеспечении, которые:

  • имеют группу инвалидности;
  • являются участниками Великой Отечественной Войны, в том числе тружениками тыла;
  • входили в состав армии в период ВОВ, но не принимали участие в боевых действиях;
  • принимали участие в боевых операциях на территории Чеченской республики, Афганистана и других государств, в которых действовали вооруженные силы бывшей СССР и РФ;
  • проживали в блокадном Ленинграде;
  • являются родственниками людей, погибших при исполнении обязанностей в составе армии.

На региональном уровне этот список может дополняться гражданами, которые являются:

  • ветеранами труда;
  • малоимущими;
  • сиротами (лица, не достигшие совершеннолетнего возраста);
  • детьми из многодетных семей;
  • пенсионерами по старости;
  • участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • пострадавшими от последствий радиоактивного облучения.

Законодательное регулирование вопроса

«Монетизация льгот» как определение подразумевает возможность отказаться от социальных услуг и получить взамен денежную компенсацию. Регулируется рассматриваемый вопрос ФЗ №122. Этот документ даёт представление о том, что льготники, которые по тем или иным причинам не нуждаются в предоставляемых преференциях в натуральном виде, обеспечиваются надбавкой к пенсионным выплатам.

Что касается услуг, по которым положена компенсация, они представлены в ФЗ №178 (редактирован в ноябре 2015 года и дополнен изменениями в декабре того же года). Согласно данному закону к монетизируемым относится три вида льгот. Подробнее они представлены дальше.

Причины появления законопроекта

Недостаточное финансирование федерального бюджета повлияло на решение о принятии законопроекта об отказе предоставления льгот. На заре 2000-х появилось большое количество «фальшивых льготников». Люди покупали удостоверения и пользовались привилегиями наравне с их законными владельцами. К тому же, в то время процветал нелегальный бизнес по продаже гуманитарных лекарственных средств.

Общественный транспорт стал нерентабельным, поскольку больше половины пассажиров оказывались льготниками. А люди, проживающие в сельской местности, и вовсе не могли воспользоваться большей частью предоставляемых услуг, поскольку, к примеру, общественный транспорт в деревнях отсутствовал, а выезд в санаторий нельзя было осуществить в виду большого количества работы в летний и осенний период.

Льготная система была введена еще в советское время. В тот период действовали социальные гарантии, сочетавшиеся с существовавшим тогда режимом государственной экономики. Льготы выступали в качестве поощрения для определенных относительно немногочисленных слоев населения, которые имели перед страной особые заслуги. В 80-90-е годы прошлого столетия количество соцгарантий существенно расширилось. При этом сами льготы были направлены на поддержку населения в условиях отсутствия денег в бюджете и инфляции. Между тем, многие льготы так и не получили реального обеспечения, а количество граждан, которые формально попадали под категорию нуждающихся, превысило половину всего населения. Обычно монетизация льгот в России ассоциируется с именами зампредседателя правительства Жукова и министра соцразвития и здравоохранения Зурабова.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры по наследству

Как вернуть деньги за лекарства

Перед принятием решения об отказе в получении льготных лекарственных средств следует хорошо взвесить все «за» и «против». Льгота в натуральном виде подлежит восстановлению только через год.

Важно уточнить, как вернуть деньги за лекарства пенсионерам. Существует еще такая процедура, как получение налогового вычета по расходам на медуслуги. В понятие медицинские услуги включены не только терапевтические мероприятия, но и приобретение фармацевтических лекарственных препаратов. Главное условие получение вычета – прохождение курса лечения.

Получить вычет (частичное возмещение расходов) можно после окончания года, в котором оказывались медуслуги. Максимальный размер расходов, по которым проводится возврат 13% от расходов – 120 000 рублей в год. Если исходить из максимальной суммы, то вычет будет составлять 15 600 рублей.

Процедура получения вычета по медицинским услугам такая же, как и при возврате по другим налогам:

  • в налоговый орган подается заявление;
  • составляется декларация 3-НДФЛ;
  • прилагаются подтверждающие расходы на лечение документы.

Однако налоговые вычеты положены только тем лицам, которые платят НДФЛ. Если пенсионер не работает, не получает дивиденды, у него нет других доходов, которые облагаются НДФЛ, то и вычеты ему не полагаются.

Общие льготы, которые можно монетизировать

Итак, компенсировать денежными средствами льготные категории граждан могут:

— проезд на транспорте;

— бесплатные медикаменты;

— санаторно-курортное лечение.

Кроме того, допускается монетизация преференций по оплате за коммунальные услуги. Примечательно, что данная инициатива вызвала у граждан неоднозначную реакцию по причине в большинстве случаев недостаточного информирования и убеждения, что данное нововведение является обманом. Как бы там ни было, можно изначально оплачивать КУ в полном объёме, а затем обратиться в соцзащиту за назначением компенсации.

Причины появления законопроекта

Недостаточное финансирование федерального бюджета повлияло на решение о принятии законопроекта об отказе предоставления льгот. На заре 2000-х появилось большое количество «фальшивых льготников». Люди покупали удостоверения и пользовались привилегиями наравне с их законными владельцами. К тому же, в то время процветал нелегальный бизнес по продаже гуманитарных лекарственных средств.

Общественный транспорт стал нерентабельным, поскольку больше половины пассажиров оказывались льготниками. А люди, проживающие в сельской местности, и вовсе не могли воспользоваться большей частью предоставляемых услуг, поскольку, к примеру, общественный транспорт в деревнях отсутствовал, а выезд в санаторий нельзя было осуществить в виду большого количества работы в летний и осенний период.

Как заменить льготы на денежные выплаты пенсионерам?

Достижение пенсионного возраста не является основанием для назначения выплат на федеральном уровне. Получить компенсацию за льготные лекарства, путевки в санаторий и проезд пенсионер может только при наличии дополнительных факторов, дающих право на пользование НСУ (инвалидность, участие в боевых действиях и пр).

Определенные категории пенсионеров также могут претендовать на компенсацию услуг ЖКХ. Данный вид льгот монетизирован по всей стране. Порядок выплаты компенсации таков: получатель льготы оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, после чего государство возвращает на его банковский счет от 50% совершенного платежа. Такие выплаты в 2020 году предоставляются инвалидам, ветеранам труда, участникам ВОВ и других военных кампаний, чернобыльцам и имеющим государственные награды гражданам.

Правовая база по льготам на проезд для жителей Москвы и Московской области в 2022 году

Порядок получения льгот и компенсаций в связи с неиспользованным проездом предусмотрен следующими нормативными актами:

Читайте также:  Какие налоговые льготы есть у инвалидов 2 группы?
Закон №36/2006-ОЗ от 23.03.2006 Регламентирует меры социальной поддержки населения московской области. Также установлены положения, регулирующие льготы по проезду для пенсионеров.
Закон №1/2006 от 12.01.2006 г. в редакции от 2018 года Определяет меры социальной поддержки семей в Московской области. Устанавливает преимущества по использованию льготного проезда.
Постановление №600/31 в редакции 2017 года Определяет порядок получения и использования социальной карты жителя Московской области. Содержит положения о льготах на проезд общественным транспортом для пенсионеров.

В нормативных актах дано определение понятию денежная компенсация. Под ней понимается денежное возмещение расходов. Если затраты на проезд не были понесены, то это будет льгота, предусмотренная государством. Для получения средств необходимо подать заявление в ПФР с приложением всех подтверждающих бумаг и дождаться решения. Деньги будут переведены на реквизиты банковского счета или на номер пластиковой картой, если эти сведения предоставлены при подаче ходатайства. Отказ может быть обжалован вышестоящему должностному лицу в порядке подчиненности или в суд. Компенсация предоставляется за период, в течение которого не использована скидка пенсионеру.

Законодательное регулирование вопроса

«Монетизация льгот» как определение подразумевает возможность отказаться от социальных услуг и получить взамен денежную компенсацию. Регулируется рассматриваемый вопрос ФЗ №122. Этот документ даёт представление о том, что льготники, которые по тем или иным причинам не нуждаются в предоставляемых преференциях в натуральном виде, обеспечиваются надбавкой к пенсионным выплатам.

Что касается услуг, по которым положена компенсация, они представлены в ФЗ №178 (редактирован в ноябре 2015 года и дополнен изменениями в декабре того же года). Согласно данному закону к монетизируемым относится три вида льгот. Подробнее они представлены дальше.

Монетизация льгот пенсионерам

На федеральном уровне граждане, достигшие пенсионного возраста, не имеют как таковых льгот, но руководители регионов вправе внедрить свои преференции с учётом местных законодательных норм. Например, в регионе могут реализовываться такие преференции, как:

— скидка на оплату КУ;

— бесплатный проезд в общественном транспорте (частные такси и маршрутки исключаются);

— возможность купить необходимые лекарства по сниженной цене и тд.

Подчеркнём ещё один важный момент: хотя на уровне разных регионов набор услуг может отличаться, пенсионеру дана возможность отказаться от преференций в полном объёме или частично.

Социальные услуги, которые можно получить в денежном эквиваленте, предназначены для некоторых федеральных и региональных льготников. К первой категории относят (ст.ст. 6.2, 6.7 ФЗ № 178):

  • инвалидов 3, 2 и 1 группы;
  • участников ВОВ (военнослужащих, граждан, занятых на возведении оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов);
  • ветеранов — военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, принимавших участие в военных действиях СССР и РФ на территории нашей страны или заграницей, полный список конфликтов указан в ФЗ № 5 от 12.01.1995;
  • участвующих в мероприятиях по разминированию и боевому тралению в 1945–1957 гг.;
  • имеющих статус «Житель блокадного Ленинграда»;
  • членов семей умерших ветеранов ВОВ и других боевых действий, сотрудников медучреждений блокадного Ленинграда;
  • пострадавших от радиации на Чернобыльской АЭС, в ходе испытаний под Семипалатинском 1949–1963 гг., Кыштымской аварии 29.09.1957.

Законодательное регулирование вопроса

«Монетизация льгот» как определение подразумевает возможность отказаться от социальных услуг и получить взамен денежную компенсацию. Регулируется рассматриваемый вопрос ФЗ №122. Этот документ даёт представление о том, что льготники, которые по тем или иным причинам не нуждаются в предоставляемых преференциях в натуральном виде, обеспечиваются надбавкой к пенсионным выплатам.

Читайте также:  Бесплатная земля в России в 2022 году: условия, как получить

Что касается услуг, по которым положена компенсация, они представлены в ФЗ №178 (редактирован в ноябре 2015 года и дополнен изменениями в декабре того же года). Согласно данному закону к монетизируемым относится три вида льгот. Подробнее они представлены дальше.

В 2022 году размер денежных компенсаций увеличился на 3%. В связи с этим, в 2022 году были установлены следующие суммы компенсаций следующих льгот:

  • получение лекарственных средств — 889,66 рублей;
  • путевка в санаторий — 137,63 рублей;
  • бесплатный проезд — 127,77 рублей.

Компенсации предоставляются ежемесячно.

Правительственные обоснования проведения монетизации льгот

Система льгот возникла в советское время, когда действовала система социальных гарантий, характерная для государственной экономики. Льготы являлись поощрением определённых (сравнительно немногочисленных) категорий граждан, имеющих особые заслуги перед страной. В 1980—1990-е годы количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете. Многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных льготников превысило половину населения страны.

Система льгот способствует хищению госсредств и коррупции. Например, в сфере лекарственного снабжения были налажены каналы получения госсредств за бесплатный отпуск лекарств льготникам, при этом реальный отпуск лекарств осуществляется на гораздо меньшую сумму (в том числе за счет отказа обслуживать льготников). Высокая себестоимость транспортных услуг, причиной которой зачастую является коррупция, оправдывается заинтересованными чиновниками обслуживанием льготников. В санаторно-курортном обслуживании ветеранов имелись массовые злоупотребления; рядовые ветераны не получают этой услуги или вынуждены находиться в многолетних очередях.

Льготы в сфере проезда на транспорте приводят к деградации муниципального транспорта, поскольку люди, больше всего пользующиеся транспортом, стремились получить эту льготу и в результате больше половины поездок не оплачивалось. Одновременно отсутствие данных о реально оказанных услугах льготникам позволяют в ряде случаев с помощью коррупции выбивать непропорционально высокие дотации для муниципальных и даже частных транспортных компаний. Помимо муниципального транспорта, льготы оказывают негативное влияние на железные дороги, которые теряют на этом 6 млрд руб. в год, что сказывается на состоянии железнодорожной инфраструктуры.

Система льгот несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. Монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению.

Наличие льгот сдерживает проведение реформ в сфере транспорта, ЖКХ и естественных монополий. Введение конкурентных отношений на соответствующих рынках затруднено до тех пор, пока остаётся неясным, кто будет оплачивать льготы. Привлечение частных инвестиций в сферу транспорта, ЖКХ и естественные монополии затруднено, так как инвесторы не уверены в полной оплате услуг всеми потребителями (а значит в окупаемости инвестиций).

Особенности монетизации

Процесс замены преференций на денежные выплаты имеет ряд условий и особенностей. Они представлены в таблице:

Регламент Разъяснение
1. Региональный характер монетизации Перечень оказываемых и подлежащих замене льгот закрепляется на местном уровне соответствующими законодательными актами.
2. Отличающийся размер выплат Сумма компенсации определяется на региональном уровне. Федеральное законодательство определяет минимально допустимый размер.
3. Постоянная индексация Размер выплат ежегодно обновляется согласно уровню инфляции.
4. Способ оформления и необходимые документы Алгоритм оформления и перечень необходимой документации может отличаться в зависимости от субъекта РФ и предоставляемых льгот.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *