Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за езду по автобусной полосе: что надо знать о выделенках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иногда штрафы за нарушение выписываются ошибочно, так как камера или инспектор могли ошибиться. Это случается тогда, когда камера неправильно распознала номер — а уже этот номер инспектор сверил с маркой или моделью авто. Также ошибочный штраф может прийти в результате неясной погоды, из-за чего знак или разметку было не видно, а также из-за избежание водителем препятствия, например, когда он хотел объехать упавшее дерево по запрещенной полосе.
Можно ли пересекать автобусную линию, если нужно повернуть направо?
Даже нужно!
Представьте, что вы подъезжаете к перекрёстку и вам нужно повернуть направо. Впереди прерывистая линия, которая отделяет автобусную зону от полосы движения других автомобилей. Что делать?
Вновь процитируем положения п. 8.2 ПДД:
«Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на неё».
То есть инструкция, как действовать при данном манёвре и не получить за него никаких штрафов, содержится в самих Правилах. Значит, вы обязаны включить поворотник и перестроиться на линию «А» в аккурат по пунктиру. И в таком случае вы ничего не нарушите. А если инспектор ГИБДД считает иначе, укажите ему на процитированный выше пункт ПДД.
Нарушением будет обратная ситуация, когда вы начнёте поворот со «своей» полосы, не съехав для совершения манёвра в автобусный ряд. Вот за такой фокус водителю грозит наказание в виде штрафа от 1 000 до 1 500 рублей – в силу ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ.
Кроме того, в 2022 году запрещено пересекать сплошную линию разметки. Поэтому, если иначе повернуть направо нельзя, то, значит, нельзя. Это касается чаще всего съездов на прилегающие территории – здесь бывают ситуации, кода справа автобусная полоса, а возможности пересечь её нет, везде только сплошная разметка.
ДТП на автобусной полосе – кто виноват?
Здесь отметим самое главное правило при определении виновности. Виноват бывает тот, чьё нарушение ПДД находится в причинно-следственной связи с дорожным происшествием. Если у всех участников ДТП прослеживается такая связь из-за их нарушений, то вина признаётся обоюдной.
Ключ кроется именно в нарушении. В этом и заключается главная тонкость. Если вы перестроились на автобусную полосу, где ехал, например, автобус или троллейбус либо автомобиль такси – любое транспортное средство, движение которого разрешено по ней, то вина очевидна – она будет ваша (при прочих равных). Потому что вы не уступили дорогу при перестроении.
Однако, если по ней ехал другой автомобиль в нарушение ПДД, а вы перестроились через прерывистую, то не всё так просто. Дело в том, что судебная практика 2022 года именно в такой ситуации вполне может «завиноватить» того, кто проехал по ней с нарушением.
Объясним подробнее в логической последовательности терминов в Правилах.
Когда езда по выделенной полосе разрешается обычным автомобилям
Водителям обычных автомобилей разрешено лишь временное пребывание на выделенной полосе, и только при:
- Повороте, когда необходимо перестроение в правый ряд. Если не перестроиться, последуют санкции в 500 рублей по статье 12.14 КоАП.
- Выезде на полосу для маршрутного транспорта со второстепенной дороги либо прилегающих территорий.
- Высадке или посадке пассажиров у края дороги, но при этом запрещено создание помех общественному транспорту.
Иногда, если полоса обозначена табличкой 8.5.2 (молоточки), по автобусной полосе по выходным дням разрешается движение любому транспорту. Могут присутствовать дополнительные знаки, такие как:
- 5.3 «Дни недели», говорящий, в какие дни выделенная полоса доступна только общественному транспорту;
- знак 8.5.4 «Время действия», говорящий о времени действия знака;
О времени действия знака также говорят таблички 8.5.5-8.5.7.
Появление на автобусной полосе другого транспорта тогда, когда это запрещено правилами и дорожными знаками, карается штрафом.
Если нужно повернуть направо через автобусную полосу
Существует и другая, не менее сложная для большинства автомобилистов ситуация. Как действовать, если требуется повернуть направо, но проезду мешает выделенная полоса?
Правила дорожного движения и здесь дают полный и развернутый ответ. Так, в пункте 18.2 ПДД говорится о том, что автомобилист может выехать на участок для маршрутных ТС при повороте направо (не двигаться по нему, а именно выехать!). При этом он не должен создавать помех общественному транспорту. Кроме того, это возможно лишь в случаях, когда полоса отделена прерывистой разметкой. Если же разметка сплошная – перестраиваться водителям на автобусную полосу строго запрещено. Таким образом, выполнить поворот на этом перекрестке он не может. И ему ничего не остается, кроме как проехать прямо до следующего перекрестка.
Если нужно высадить пассажиров
В том же пункте 18.2 ПДД говорится о том, когда водитель может перестроиться на автобусную полосу для посадки или высадки пассажиров. Правила здесь те же: перестроение возможно лишь в случае, если полоса отделена прерывистой линией разметки. При этом подобного рода маневр не должен создавать помех и мешать водителям общественного транспорта.
Если разметка сплошная – перестраиваться на автобусную полосу нельзя. Высадить пассажиров на этом участке дороги также не удастся. Дело в том, что полоса для движения обычных автомобилей является второй. То есть останавливаться здесь запрещено.
Существует еще один значимый момент, который игнорируют многие автомобилисты, зарабатывая себе тем самым штрафы. Так, если на дороге полностью отсутствует разметка, но висит знак 5.14 (автобусная полоса), считается, что дорога размечена сплошной линией. То есть перестроиться для посадки или высадки пассажиров, а уж тем более повернуть не удастся.
Можно ли такси ездить по выделенной полосе
Право пользоваться автобусной полосой распространяется на такси при условии, что оно работает легально. Для этого нужно получить лицензию (разрешение на таксомоторные перевозки) и оборудовать машину в соответствии с законом.
Вы можете передвигаться по автобусной полосе в Москве с подмосковной лицензией — это полностью законно.
Такси от обычной машины на дороге отличают:
С 1 июля 2018 года в Москве лицензии будут выдавать только на автомобили с кузовом желтого цвета (согласно Закону Москвы «О легковых такси»; последние лицензии, выданные до вступления статьи 2.1 в силу, на тот момент закончатся). Для водителей из Подмосковья этот закон не действует, машина может быть любого цвета и легально передвигаться по выделенной полосе.
Если вы работаете нелегально или автомобиль не отвечает всем требованиям, за выезд на «выделенку» вам грозит штраф.
Бывают случаи, когда штраф получает такси, оборудованное по всем правилам. Причина может скрываться в реестре. Если вашу лицензию туда не внесли, вы вне закона.
С этим часто сталкиваются таксисты с подмосковной лицензией. Чтобы не попадать в такие ситуации сразу после оформления разрешения проверьте, есть ли оно в реестре.
Сделать это просто:
Результаты можно распечатать и положить к дорожным документам на всякий случай.
Кому можно и нельзя ездить по выделенкам
По автобусным полосам легально может передвигаться общественный транспорт, а также маршрутные такси, операторы которых заключили официальное соглашение с городскими властями.
Кроме того, по выделенкам разрешают ездить таксистам, имеющим соответствующую лицензию, «шашечки» на кузове автомобиля и номерные знаки желтого цвета. Также по выделенным полосам может передвигаться техника коммунальных служб, но только в случаях необходимости их уборки. Наконец, санкции не применяются в отношении водителей скорой помощи, оперативных служб и школьных автобусов.
Депутаты Госдумы периодически выступают с предложением пустить на полосы для движения общественного транспорта автомобили с полностью электрическими силовыми установками, владельцев которых в Москве уже освободили от уплаты транспортного налога. Инициаторы считают, что такая мера даст дополнительный стимул популяризации экологически чистого транспорта. Впрочем, дальнейшего хода такие проекты пока так и не получили.
Как и в случае с мотоциклами, водителям которых тоже планировалось разрешить выезжать на выделенки. При этом еще два года назад московские власти заявили, что не собираются поддерживать данную инициативу, как и аналогичное предложение по автомобилям сервисов каршеринга. Так, глава столичного Дептранса Максим Ликсутов назвал такой проект «крайне небезопасным», подчеркнув, что по таким полосам должен ездить исключительно общественный транспорт и профессиональные водители.
Основание для наложения штрафа
Как и при любом другом отклонении от правил, инспектор может выписать постановление на водителя только при наличии видео или фотофиксации совершенного им маневра. Основаниями для вынесения наказания провинившемуся гражданину послужат:
- Безосновательное перестроение в ряд, обозначенный аббревиатурой «А»;
- Пересечение непрерывной линии разметки при въезде на полосу для общественного транспорта;
- Длительное движение по выделенке.
При этом водитель должен внимательно следить за знаками и разграничениями, установленными вдоль автобусного ряда. Ведь они могут значительно увеличить первоначальный размер штрафа за полосу для общественного транспорта, предусмотренного в 2021 году. Происходит подобное явление в следующих случаях:
- Наличие указателя 3.1 (въезд запрещен);
- Движение по одностороннему участку трассы против потока;
- Присутствие таблички, запрещающей выезд на автобусную полосу в рабочие или выходные дни.
Но на практике протокол по ст. 12.17 КоАПа можно легко оспорить даже при наличии фиксации правонарушения камерами ГИБДД. Поэтому сотрудники Госавтоинспекции редко наказывают водителей по упомянутой статье.
Выделенная полоса по ПДД РФ
Участок для муниципальных и частных маршрутных ТС выделяется для приоритетного курсирования автобусов, «маршруток», троллейбусов на этом участке дороги. Езда по спецполосе разрешена для легковых легальных таксомоторов и велосипедистов. Статус ВП движения определен в пункте 18.2 актуальных ПДД РФ.
Специальный участок движения бывает двух типов:
- Попутная ВП: для движения МТС отводится правый ряд автодороги;
- Встречная ВП: обозначена «сплошной» белой чертой. Городской транспорт движется навстречу основному потоку: такая модель организации движения встречается крайне редко.
Ответственность за езду по выделенной полосе
К нарушителям, выехавшим на участок проезжей части, предназначенный для маршрутных транспортных средств, применяются суровые наказания. Последнее зависит от тяжести совершенного действия, а также от того, совершено ли оно в первый раз.
Так, согласно ст12.17 КоАП РФ, выезд, равно как и остановка на полосе, выделенной для маршрутных ТС, влечет наложение штрафа в размере 1500 рублей. В городах федерального значения (Москва и СПб) за аналогичное нарушение будет наложен штраф 3000 рублей.
Однако более опасны ситуации, когда водитель выезжает на встречную полосу для маршрутных ТС. Согласно ст12.15 КоАП РФ, если водитель объезжал препятствие, то его могут оштрафовать на сумму от 1000 до 1500 рублей. Если же это произошло по другим причинам, данная сумма увеличивается до 5000 рублей. В некоторых случаях автомобилиста могут лишить водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. А в ситуации, когда подобное нарушение происходит повторно, водитель лишается прав на год (если проезд был зафиксирован автоматической системой, то автомобилист может отделаться штрафом 5000 рублей).
Если водитель выехал на полосу, отделенную сплошной линией, он может получить дополнительный штраф за нарушение разметки (ст12.15 КоАП). В настоящее время он составляет 1000 рублей.
Будет ли новый штраф в 2021 году?
Нет, всё остаётся по-прежнему.
О чём идёт речь? В конце января 2021 года на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов появилась предварительная версия нового КоАП РФ с изменениями. На момент написания нашей статьи, 19 ноября 2021 года, текст проекта не утверждён. Он находится на стадии размещения. Ещё не было даже стадии ОРВ – оценки регулирующего воздействия, не обсуждался проект и в Правительстве РФ, а значит официально не опубликован.
Что изменится? Да ничего! Новый проект Кодекса меняет разделы, то есть в нашем случае статья 12.17 перебралась в раздел 21.17 КоАП РФ. Однако размер штрафа за движение и остановку на полосе общественного транспорта остаётся таким же.
Штраф за движение по выделенной полосе
«Суть инициативы проста: сделать не столько круглосуточными эти выделенные полосы, сколько во все семь дней в неделю. Потому что на сегодняшний день водители, которые двигаются по Киевскому шоссе в Москву, могут ехать по выделенной полосе. Но как только они въезжают в Москву и попадают на Ленинский проспект, они должны уже ехать только по обычным полосам, иначе получат штраф. При этом эта постоянная путаница происходит даже в течение дня — где-то можно, где-то нельзя. Поэтому у водителей много вызывало вопросов», — поделился с «Известиями» руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский.
Автомобильные эксперты отмечают несовершенство такого подхода. «Дело в том, что круглосуточный режим работы выделенных полос — абсурд с физической точки зрения, так как ночью на большинстве полос нет никакого общественного транспорта, совсем. Даже таксисты предпочитают ехать по свободной дороге вне выделенной полосы. В вечернее время и в выходные дни интервалы движения автобусов увеличиваются, а само движение становится свободнее, так что представить себе, что автомобили будут мешать автобусам вечером и в выходные, весьма сложно. Более того, я не наблюдал никаких помех ОТ в выходные лично сам», — прокомментировал ситуацию координатор движения «Синие Ведерки» Петр Шкуматов.
Автомобилисты — не единственные, кому придется потесниться. Не так давно, весной, выезд на выделенные полосы в выходные дни стал недоступен для такси. Речь идет об участках Ломоносовского, Кутузовского, Рязанского, Нахимовского и Ленинского проспектов, а также Можайского и Ярославского шоссе.
Запрет был призван сэкономить автобусам и троллейбусам до 30 минут в пути. Однако это сказалось на работе самих таксистов — слишком много времени теряется при езде в общем потоке, многие даже отказываются от заказов в тех местах, где нельзя пользоваться выделенной полосой.
На самый главный вопрос «Когда же введут штрафы для автомобилистов за выезд на выделенную полосу?» ответа пока нет. Во многих местах «кирпичи» уже установлены, однако санкции за пользование такой выделенной полосой пока отсутствуют. Власти обещают заранее предупредить автомобилистов о полноценном начале действия нововведений.
«Скорее всего, все выделенные полосы оснастят запрещающими знаками «кирпич», который будет относиться ко всем видам транспорта, кроме общественного и велосипедов», — поделился своими догадками Александр Шумский.
Большинство правил дорожного движения распространяют свое действие на территорию всей страны. Однако некоторые законы регионального значения могут вносить свои изменении. Особенно сильно ситуация отличается в городах федерального значения. В частности, в Москве.
Отличием Москвы является то, что здесь суббота приравнена к рабочим дням. И на многих участках дороги вместо знака 8.5.2 здесь устанавливается знак 8.5.3, запрещающий выезд на полосу для маршрутных ТС в том числе в субботу. Делать это можно будет только в один день недели – воскресенье.
Страшный сон водителей: какие штрафы хотят ввести в 2022 году
Движение по автобусной полосе для обычных автомобилистов допускается только в особенных случаях. Если такого исключения нет, а водитель оказывается на описываемом участке дороги, его ожидают взыскания.
Штраф за езду по автобусной полосе назначается в соответствии с главой 12 КоАП «Административные нарушения в области правил дорожного движения». Передвижение по данному участку при условии отсутствия оснований к такому действию рассматривается статьей 12.17 указанного документа. В ней речь идет об определении меры наказания тем участникам ДД, которые не предоставили преимущество маршрутному ТС или авто, на котором включен звуковой или световой спецсигнал.
-
Часть 1.1. Рассматривает нарушение, которое заключается в движении (или остановке) авто по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств. Мера наказания, которая будет применяться к нарушителю, заключается в выплате штрафа величиной 1500 рублей.
-
Часть 1.2. Рассматривает то же нарушение ПДД, но совершенное в определенных регионах, к которым относятся Москва и СПб. В такой ситуации величина взыскания будет выше, штраф составит 3 тыс. рублей.
Стоит отметить, что параллельно с описанной мерой наказания при определенной ситуации может использоваться и другая статья КоАП.
Если автомобилист совершил выезд на выделенную полосу, которая определяет движение в обратном направлении, наказание назначается исходя из статьи 12.15 КоАП (если при нарушении не была пересечена сплошная линия). Штраф составит от 1 до 1,5 тыс. рублей.
Взыскание в указанном размере будет иметь место только в том случае, если была необходимость объехать препятствие. Если же ее не было, то наказание определяется частью 4 этой же статьи и заключается в наложении штрафа размером 5 тыс. рублей или лишении права управлять транспортным средством на протяжении от 4 до 6 месяцев. Зафиксировать факт нарушения может и инспектор ГИБДД, и камера.
Другие штрафы, с которыми может столкнуться водитель, выезжая на автобусную полосу:
-
непредставление преимущества в движении общественному транспорту – 500 руб. (ст. 12.17 ч. 1 КоАП РФ);
-
помеха движению транспорта при остановки у края полосы (нарушение правил остановки) – 2000 руб. (ст. 12.19 ч. 4), в Петербурге и Москве – 3000 руб. (ст. 12.19 ч. 6).
По полосе общественного транспорта, согласно действующей редакции ПДД, имеют право ездить такие ТС:
-
маршрутные транспортные средства, относящиеся к коммерческому типу;
-
такси. Стоит учитывать, что наличия одной только лицензии на такой вид деятельности будет недостаточно. Транспортное средство должно обязательно иметь специальную окраску, утвержденную в том регионе, где машина используется, световой фонарь на крыше, а также быть оборудованным таксометром. При условии, что такси функционирует в пределах Москвы, номера должны быть выполнены в желтом цвете;
-
школьные автобусы;
-
велосипедисты. Следует понимать, что проезд допускается только в случае, если такая автобусная полоса является крайней справа.
В Москве за езду по выделенным полосам будут штрафовать
Водители, нарушающие правила при перестроении, не всегда четко представляют насколько опасным могут быть их действия. Во многих случаях ответственность за проступок будет серьезнее, чем выигранное время. Размеры штрафов определяются в зависимости от того, какие именно правила оказались нарушенными.
Подробно о том, какой штраф или иное наказание предусмотрено за некорректное маневрирование и что согласно ПДД считается нарушением, мы рассказывали в этой статье.
Рекомендуем посмотреть другие наши материалы, чтобы освежить знания ПДД и о том где можно, а где категорически запрещено движение задним ходом, что грозит водителю за разворот на пешеходном переходе, а также езду по обочине.
Автомобилист, нарушивший требования разметки на проезжей части, будет отвечать перед законом в соответствии с ч.1 ст. 12.16 КоАП. При несоблюдении требований вменяется денежный штраф в размере 500 рублей (о том, что грозит за пересечение сплошной линии разметки, читайте тут).
Если водителю захотелось развернуться из полосы, предназначенной для движения прямо, или совершить поворот, согласно ч.2 ст. 12.16 КоАП он будет оштрафован на сумму 1000-1500 рублей. В городах федерального значения штраф за нарушение разметки при перестроении может быть увеличен.
Что будет с рублем, долларом и евро летом? Валютный прогноз
При нарушении правил перестроения на перекрестках проступок наказывается штрафом в соответствии ст. 12.13 КоАП. При выезде на пересечение проезжих частей, за которыми образовался затор, автомобилист создает препятствие на дороге.
Статья 12.13 КоАП РФ. Нарушение правил проезда перекрестков
- Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
- Невыполнение требования «Правил» дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Это вынуждает ТС, которые проезжают участок в поперечном направлении, остановиться. Нарушение карается штрафом, размер которого 1000 рублей.
В стремлении облегчить движение в городах и сделать общественный транспорт максимально привлекательным местные власти все чаще принимают решение о выделении отдельных полос для движения автобусов.
Начать следует с определения самой автобусной полосы.
Что такое выделенная автобусная полоса
Выделенная полоса для общественного транспорта для передвижения особого вида транспорта. К таковому относятся маршрутные такси, автобусы, троллейбусы и иные автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров. В расчет берется тот транспорт, который передвигается по установленному маршруту в пределах заданного расписания.
Начало выделенной полосы обозначается дорожным указателем, который имеет обозначение 5.14. Его применение распространяется на всю полосу, но может быть отменено после перекрестка. Если линия продолжается дальше, на новом квартале устанавливается идентичный указатель. Действие знака 5.14 может также может быть прекращено иным отменяющим обозначением.
Дополнительным выделением данной полосы является символ «А», наносимый через равные интервалы по центру дорожного полотна. В зависимости от ситуации, к выделенной полосе могут относиться и другие знаки, предупреждающие о въезде/съезде с нее.
Основание для наложения штрафа
Как и при любом другом отклонении от правил, инспектор может выписать постановление на водителя только при наличии видео или фотофиксации совершенного им маневра. Основаниями для вынесения наказания провинившемуся гражданину послужат:
- Безосновательное перестроение в ряд, обозначенный аббревиатурой «А»;
- Пересечение непрерывной линии разметки при въезде на полосу для общественного транспорта;
- Длительное движение по выделенке.
При этом водитель должен внимательно следить за знаками и разграничениями, установленными вдоль автобусного ряда. Ведь они могут значительно увеличить первоначальный размер штрафа за полосу для общественного транспорта, предусмотренного в 2021 году. Происходит подобное явление в следующих случаях:
- Наличие указателя 3.1 (въезд запрещен);
- Движение по одностороннему участку трассы против потока;
- Присутствие таблички, запрещающей выезд на автобусную полосу в рабочие или выходные дни.
Но на практике протокол по ст. 12.17 КоАПа можно легко оспорить даже при наличии фиксации правонарушения камерами ГИБДД. Поэтому сотрудники Госавтоинспекции редко наказывают водителей по упомянутой статье.