Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция 17. Проблемы социально-психологической адаптации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важнейшим и необходимым условием нормального функционирования социума в качестве неделимого социального организма является соответствующая норме адекватная социально-психологическая адаптация. Ведь она предполагает интеграцию субъекта в социальные условия посредством приобретения статуса, положения в социальном устройстве общества.
Социальная адаптация человека демонстрирует процесс присваивания предписаний и ценностных ориентиров конкретного общества.
Психологическая адаптация проявляется перестройкой динамического шаблона личности соответственно новым требованиям окружающего мира. В психологической науке процессы адаптации означают трансформации, происходящие в реактивной либо чувствительной сфере сенсорного органа чувств или рецептора, которые имеют временный характер.
Под адаптацией в социальной психологической науке понимается модифицирование системы взаимоотношений в культурном или социальном плане. Любые структурные трансформации либо поведенческая перестройка, обладающие жизненно важной значимостью рассматриваются в качестве социализации.
Социальная адаптация личности обуславливает, определенное состояние личности, при котором ее потребности и условия среды полностью удовлетворены, с одной стороны, а с другой – являет собой процесс, через который достигается такая гармония. Адаптация в качестве процесса приобретает форму трансформации среды и модификаций в организме субъектов посредством применения действий, которые будут соответствовать конкретной ситуации.
Существует две диаметрально противоположные классификации социально-психологического адаптационного процесса, предложенные А. Налчаджяном и И. Калайковым.
Ниже представлена классификация адаптации по А. Налчаджяну. Социальная адаптация человека может проходить соответственно норме, может отклоняться от нормы, тогда следует говорить о девиантной адаптации. Также он выделил патологическую адаптацию. Нормальный адаптационный процесс приводит личность к стабильной приспособленности в типичной проблемной обстановке без анормальных трансформаций ее структуры, также как и без нарушений предписаний, требований социального объединения, в которой проходит активность личности.
Девиантная или отклоняющаяся от нормы социализация характеризуется удовлетворением личностных потребностей в конкретной социальной обстановке или группе, однако наряду с этим ожидания других членов социального процесса не воплощаются в реальность вследствие поведения личности. Процесс, который целиком или отчасти реализуется при помощи анормальных механизмов и вариаций поведения, ведет к выработке патологических комплексов, черт характера, которые образуют невротическую симптоматику и психопатические синдромы. Такой процесс называется патологической адаптацией.
Классификация, предложенная И. Калайковым, в себе содержит три формы прохождения адаптации: внешнюю, внутреннюю и реадаптацию. Внешняя адаптация выражается в процессе, через который субъект приноравливается к объективным внешним проблемным ситуациям. Внутренней адаптацией он называл процесс трансформации внутренних качеств личности, образование новых вследствие воздействия внешних обстоятельств. Реадаптацию он характеризовал в качестве приспособления в новой общественной среде, коллективе, где превалируют иные ценности, правила, требования и способы поведения, где абсолютно другая ведущая деятельность. Реадаптации сопутствует пересмотр либо отказ частично или целиком от норм, предписаний, ценностей, социальных ролей, форм поведения, а также от отдельных адаптивных механизмов. Такой процесс сопровождается серьезными личностными модификациями.
Процесс социальной адаптации довольно тесно связан с формированием индивидуальности. Социальная адаптация индивидов обладает рядом индивидуально-психологических характеристик, вследствие чего она не может совершаться одновременно и с одинаковой силой в разных областях бытия субъектов.
Социально-психологической адаптацией называют процесс вживления индивидуумов в определенную группу, которая включает их в систему взаимоотношений, образовавшихся в ней. В социально-психологическом адаптационном процессе следует выделить два компонента. Первый содержит в себе рост количества неопределенных социальных событий, в которых определенное социальное объединение субъектов еще не обладает нормативными предписаниями о задачах и плодах собственной деятельности. Причем таких предписаний не существует еще ни со стороны групп, находящихся на более высоком социальном уровне, ни основанных на собственном групповом опыте. Второй компонент заключается в преобразованиях социальной реальности, которые сопровождаются зарождением новых форм социальной деятельности и социальных ролей, что ведет к соответственным многовариантным проявлениям на уровне коллективного сознания, появлению специфических, ранее не существовавших групповых предписаний, включающих и противоположные по своей направленности нормы.
Социальная адаптация личности служит связующим элементом между общественной деятельностью и социальным естеством индивида, при этом способствует развитию и содержательно обогащает социальную среду и природу индивида. Стержневым компонентом адаптационного процесса считается соотнесение самооценок, притязаний и желаний личности с ее потенциалом и действительностью социальных условий, также включающее тенденции формирования среды и индивида. Среда влияет на субъект или коллектив, который избирательно усваивает или преобразует такие воздействия согласно с собственным внутренним естеством, а субъект или коллектив активно воздействует на окружающие условия. Такой механизм адаптации, образуясь в ходе социализации личности, делается фундаментом ее деятельности и основой поведенческих реакций.
Исследование характеристик процессов адаптации и связанных с ними свойств личности сегодня является одной из остро стоящих проблемных вопросов современности. Поэтому сейчас стали очень востребованными методики социально-психологической адаптации. Так, например, опросник, разработанный К.Роджерсом и Р.Даймондом, позволяет диагностировать особенности протекания социальной адаптации. Его стимульный материал представлен сто одним утверждением, сформулированным в единственном числе третьего лица, без употребления местоимений. Такая форма, по всей вероятности, используется авторами с целью избегания воздействия «прямого отождествления». Другими словами, чтобы испытуемые в некоторых ситуациях сознательно, напрямую не соотносили утверждения опросника с собственными особенностями. Такой прием считается формой «нейтрализации» установок испытуемых на социально-ожидаемые или подходящие ответы.
Определяющим фактором в физическом формировании индивида является его социальность. Любые социальные роли требуют использование определенных физических параметров, причем, чем тяжелее социальная деятельность индивида, тем выше будет степень дифференциации проявлений физического. В связи с ускоренными темпами социальных, технологических и даже климатических модификаций среды, от индивида требуется быстрая адаптация к среде и жизнедеятельности. Именно поэтому на современном этапе формирования социума по-новому видится задача воспитания гармонично развитых индивидуумов, имеющих высокую интеллектуальную и физическую работоспособность. С этой целью разработаны методики, объектом исследования которых являются уровни социальной адаптации индивидов, которые могут выступать в качестве как процесса адаптации и в качестве результата.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Основные «ступени» адаптации
В своем взаимном приспособлении к профессиональной среде работник проходит 4 последовательные стадии. Помощь на любом этапе значительно сократит время адаптации и облегчит ее, снизив издержки организации.
- Информационный этап. Чтобы помочь человеку, нужно сначала узнать, в чем именно ему требуется помощь. На первой ступени необходимо собрать информацию об опыте самого работника, уровне его знаний, подготовленности. Даже при высоком значении этих показателей непривычные факторы проявятся в той или иной сфере, что поможет выявить самые «проблемные» моменты, которым и следует уделить первоочередное внимание при адаптации. Это может быть как производственный процесс, так и коммуникативные моменты.
- Выбор курса. Это первичная ориентация сотрудника на новом месте. Ему нужно как бы «проложить фарватер» в незнакомом ему русле новых обстоятельств. На этом этапе работнику необходим инструктаж, практическое ознакомление его с новыми обязанностями, требованиями, нормами. На практике используется стажировка, наставничество, кураторство или просто непосредственное участие руководства и коллег. Деятельность программ по адаптации происходит в большинстве именно на данной ступени.
- Включение в деятельность. Получив первичный набор по адаптации, сотрудник начинает его «обкатывать» в реальных условиях, непосредственно включаясь в производственную деятельность и межперсональное общение. Поначалу процесс будет сопровождаться напряженностью и, возможно, ошибками, но по мере продвижения, адаптация наберет обороты. Именно на данном этапе происходит «переломный момент» адаптации – у сотрудника получится приспособиться к новым условиям или же он примет решение оставить эти попытки.
- «Стань своим среди своих — или уходи». Пример успешного прохождения адаптации, когда сотрудник полностью вливается в жизнь и общение внутри организации, выполняя производственные функции и поддерживая коммуникацию с коллегами. На практике, при спонтанной адаптации 4 уровня сотрудник достигает к концу первого рабочего года, при профессиональной помощи на него возможно выйти уже спустя несколько месяцев. В случае, если адаптация не удалась, последним этапом может стать увольнение.
Трудности школьного адаптационного периода
Адаптация к школе — это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.
Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.
Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:
- нового распорядка дня;
- ограничения на подвижные игры в школе;
- необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
- новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.
Продолжительность привыкания к учёбе в школе
Адаптация ребёнка к школе может быть длительным процессом, протекающим полгода и больше. Она подразделяется на физическую и психологическую:
- Физическая адаптация оценивается родителями и учителем по уровню работоспособности, самочувствию в течение дня (в школе и дома), качеству сна и аппетита, частоте ОРВИ и обострению имеющихся хронических патологий.
- Психологическая адаптация – это настроение, готовность школьника к получению знаний, его мотивация к учёбе, соответствие психических процессов возрасту, адекватность самооценки.
Сколько будет привыкать ребёнок к школе, заранее предугадать нельзя. По продолжительности привыкания выделяют три группы детей:
- Малыши из первой группы привыкают к учебному процессу не более чем за 2 месяца. Они быстро и успешно вливаются в школьный коллектив, понимают правила поведения в учебном заведении и следуют им, заводят друзей. Требования учителя и домашние задания выполняют без затруднений. Первые недели возможен естественный психологический дискомфорт, который постепенно проходит. К концу первой четверти у таких детей стабильно хорошее настроение, они доброжелательны, у них нет внутреннего напряжения, они охотно выполняют домашние задания.
- Адаптация первоклассников к школе во второй группе продолжается до 6 месяцев. У детей отмечаются проблемы с дисциплиной, возникают трудности с усвоением учебного материала. Нередко выявляются конфликты со сверстниками, негативная реакция на замечания. При правильно построенной работе с ребёнком все эти трудности почти полностью исчезают к третьей четверти учебного года.
- К третьей группе относят первоклассников, у которых уровень психологической и социальной адаптации низкий. Информацию в школе они не воспринимают, крайне отрицательно реагируют на необходимость спокойно сидеть на уроках и замечания учителя. Нередко присутствует агрессия по отношению к одноклассникам. Они мешают учебному процессу в классе и негативно влияют на поведение других учеников.
Кирбанов А.Я. выделяет следующие факторы, влияющие на адаптацию персонала (рисунок 2).[8, с.357]
Согласно опросу, проведенному мной среди молодых специалистов и персонала разных профессий, по собственному опыту и примерам из журналов выявились различные факторы, влияющие на адаптацию и вхождение в профессиональный коллектив. Примеров зафиксировано немало, что позволило сформировать их в блоки:
1. Материальный фактор
Пример 1. Молодого специалиста принимают на высоко оплачиваемое место. Сотрудники, работающие с ним и получающие низкую заработную плату, не примут в коллектив, будут обходить стороной, общение сводится на минимум. Каким бы ответственным, дружелюбным ни был бы молодой специалист, негативная психологическая установка к нему коллектива нерушима.
Стадии и классификация болезни
Принято говорить о трех стадиях расстройства адаптации:
- Субклинических проявлений – больного беспокоят соматические симптомы. Он жалуется на головные боли, плохо спит. Наблюдаются перепады настроения, эмоциональная нестабильность.
- Симптоматических проявлений – присутствует симптоматика, характерная для определенного типа расстройства адаптации.
- Редукции симптомов – происходит нормализация процессов адаптации.
За последние несколько десятилетий понятие «расстройство адаптации» прочно обосновалось в психиатрии. Впервые оно появилось в классификации DSM-III и в дальнейшем стало рассматриваться как самостоятельное заболевание.
В классификации DSM-IV обозначена рубрика «Расстройство адаптации» и описаны основные диагностические критерии, по которым необходимо дифференцировать патологический процесс.
- В течение 3-х месяцев после начала стрессовой ситуации появляется реакция на стресс.
- Имеют место симптомы, выходящие за рамки ожидаемой реакции на стрессовые обстоятельства, или появляются проблемы в профессиональной и социальной сферах.
- Расстройство не является следствием чрезвычайного происшествия.
Симптоматика расстройства продолжается не больше 6 месяцев.
Принято выделять несколько типов расстройства адаптации:
- с депрессивным компонентом;
- с тревожностью;
- со смешанными тревожно-депрессивными расстройствами;
- с нарушениями поведенческих функций;
- со смешанными нарушениями эмоциональной стабильности и поведения;
- неопределяемое расстройство.
Социальная адаптация бывает нескольких видов, для классификации которых используются определенные признаки. К их числу относится:
- Управленческая (организационная). Если не будет управления, человек не получит благоприятные условия, не будет создано предпосылок, чтобы его социальная роль развивалась, оказывать на него воздействие, обеспечивать деятельность, которая отвечает интересам личности и общества.
- Экономическая. Для данного процесса характерна высокая сложность. В ходе него индивиды и субъекты усваивают новые социально-экономические нормы и принципы экономических отношений. Здесь особую важность имеет «социальный блок», в составе которого процесс адаптации к социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий, существующие в реальности. Важно, чтобы они отвечали как физиологическим потребностям человека, так социально-культурным. Полноценная социальная адаптация человека невозможна, если он живет в бедности, его едва сводит концы с концами.
- Педагогическая. Адаптация индивида к образованию, обучению, воспитанию, в результате чего формируется система его ориентиров на ценности. Для педагогов сегодня особенно актуальна проблема дезадаптации индивидов детского и подросткового возраста.
- Психологическая. С точки зрения психологии, процесс адаптации подразумевает приспособление органов чувств к стимулам, которые на них воздействуют, чтобы рецепторы были лучше защищены от лишней нагрузки. Психологическая адаптация – это непрерывный процесс, в котором пребывает индивид, потому что происходят постоянные изменения социально-экономических условий жизни, политические и моральные ориентации, экология и другие факторы.
- Профессиональная. В ходе профессиональной адаптации индивид приспосабливается к новой деятельности, новому окружению, условиям труда, особенностям профессии. Успешность определяется склонностью человека к конкретной профессиональной деятельности, совпадением личностной и общественной мотиваций трудовой деятельности и др.
ПУТИ РЕШЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ
Для решения всех вышеперечисленных проблем необходимо предпринимать следующие действия со стороны нанимателей.
Сразу после приема на работу необходимо сформировать у новых сотрудников устойчивое положительное отношение к корпоративным стандартам и процессам, а также активизировать и поддержать персональные навыки применения стандартов в рабочих стандартных и нестандартных ситуациях.
В процессе адаптации не нужно перегружать новичков большим количеством информации, должностных инструкций, корпоративных правил. Безусловно, все эти документы важны, но не стоит пренебрегать неформальным общением, которое поможет избежать страха, неуверенности и непонимания.
Необходимо создавать условия для понимания своей профессии в свете новой работы. Некоторые профессиональные ресурсы могут оказаться здесь невостребованными, в то время как другие, напротив, потребуют дальнейшего развития и совершенствования. Кроме того, необходимо, чтобы новый сотрудник хорошо понимал свои профессиональные перспективы на новой работе: обучение, карьерный рост, новые масштабы задач, другой уровень сложности.
Расстройство психической адаптации и вегетативные отклонения
Проявления расстройства адаптации могут протекать с аффективными нарушениями, депрессией и тревогой, волевой и эмоциональной заторможенностью, бессонницей или сонливостью. Часто наблюдаются отклонения в поведении в виде гиперактивности, агрессивности, антисоциальных действий.
Со всеми психопатологическими синдромами дезадаптации сопряжены симптомы дисфункции вегетативной нервной системы. Именно на них более всего обращает внимание пациент, именно с ними он впервые приходит за помощью. После стресса могут наблюдаться такие нарушения:
- ощущение холода или жара;
- сильное потоотделение;
- боли в животе;
- понос или запор;
- учащение пульса и скачки давления.
Лечение расстройства адаптации в Москве медикаментами
Лечение расстройства адаптации проходит в амбулаторных условиях. При тяжелых нарушениях и попытках суицида может потребоваться изоляция человека от травмирующей ситуации. Госпитализация также рекомендуется при первичном выявленном заболевании с целью подбора поддерживающей терапии.
Прием определенных медикаментов назначает только лечащий врач. Он учитывает степень выраженности дезадаптации, вероятность развития побочных эффектов препаратов, возраст больного, наличие соматической патологии.
Положительный результат чаще всего достигается с помощью приема малых доз анксиолитиков (транквилизаторы группы бензодиазепина), малых и средних доз нормотимиков и современных антидепрессантов. Симптоматическая терапия включает:
- снотворные;
- ноотропы (при астеническом синдроме);
- витамины и микроэлементы для поддержания организма.
Фармакотерапия не считается основным методом лечение расстройства адаптации, но ее использование необходимо для успешного проведения психотерапии. Среднее время пребывания больного в стационаре составляет около одного месяца, затем он должен будет посещать врача амбулаторно, от 30 дней до одного года, в зависимости от тяжести отклонения.
Проблемы обучения ребенка: трудности с чтением и письмом. Дислексия и дисграфия
Причина трудностей в обучении письму и чтению может лежать в разных областях. При обследовании можно обнаружить нарушение слуха (ребенку трудно связать букву со звуком), сложности с пониманием визуальной информации, утомляемость, снижение способности концентрировать внимание, повышенный уровень тревоги, повышенное внутричерепное давление и т.д. Поэтому и путь решения проблемы дислексии и дисграфии в каждом случае индивидуален. И начинается коррекция дислексии и дисграфии с выяснения их первопричины. Если проблема лежит в области нейропсихологических причин, то после проведения исследований и тестов, мы подберем наиболее действенные подходы для обучения ребенка. Если же корни нарушений лежат в медицинской сфере – порекомендуем подходящее в данной ситуации лечение.
каждого человека функция речи обеспечивается несколькими отделами головного мозга, и правильная речь есть результат одновременной, правильной и совместной работой этих отделов. Связи между разными отделами мозга развиваются у ребенка с момента рождения, и наиболее активно – в первые месяцы жизни.
У ребенка, по мере формирования двигательных навыков, появляются и другие: ребенок следит глазами, держит голову, потом начинает ползать, лопотать, проговаривает какие-то звуки, буквы, все более ловко работает руками, формирует навыки ходьбы. И все эти навыки приводят к тому, что формируются связи внутри полушарий между разными полями коры головного мозга и связи между правым и левым полушариями мозга. И на эти простые связи ложатся все более и более сложные. Таким образом, в конце концов, формируется и речь.
Дислексия чаще всего бывает связана с несогласованной работой или дефицитом связей между отделами мозга, которые обеспечивают речь и способность к узнаванию и запоминанию символов и звуков.
Например, у ребенка были нарушения раннего развития, и не сформировался один из вариантов ползания, скажем, по-пластунски. Или ребенок не ползал на четвереньках, а сразу пошел. Соответственно, связи в мозгу сформировались с некоторым дефицитом, ребенку недостает связей между затылочными отделами мозга, которые обеспечивают восприятие зрительной информации, и лобными, которые формируют речь, как таковую. При этом, у ребенка не связывается визуальный образ буквы с ее смыслом и звуком.
Или другой частый пример: ребенок должен быть правшой, но из-за гипоксического поражения мозга речевые в левое и в правое полушария головного мозга. Ребенок получился амбидекстром (правшой и левшой одновременно). Для формирования речи и письма ребенку приходится «перегонять» информацию между полушариями мозга, а это далеко, сложно и утомительно. Могут сформироваться нарушения речи, письма, запоминания и понимания формата числа.
Типовой пример с повышенным уровнем тревоги. Ребенок «зависающий» в стрессорной реакции любого рода физически не в состоянии полноценно усваивать информацию. Поэтому детские неврозы, страхи, длительное нервное напряжение не дают правильно сформироваться речи.
Очень часто дислексия и речевые нарушения у ребенка могут быть связаны с повышенной возбудимостью. То есть ребенок настолько эмоционально возбудим, что он плохо концентрирует внимание и, соответственно, плохо запоминает и понимает буквенный или числовой формат, отчего речь не формируется нормально.
Сегодня одной из самых серьезных проблем психологии остается проблема психосоциального развития лиц с инвалидностью в семье и социуме. Ведь травмы психологического характера получает не только сам больной, но и участники семейных отношений. Понятие «инвалид» имеет латинское происхождение и в дословном переводе означает неполноценный или непригодный. К сожалению, люди с инвалидностью даже в наш просветленный век, наиболее относятся к незащищенной группе населения. У них гораздо меньше возможностей получения достойного образования или профессии с высоким материальным доходом. Многие из них не в состоянии реализовать себя в межличностных взаимоотношениях. Все это свидетельствует о произвольной дискриминации инвалидов.
Социальная реабилитация и адаптация представляет собой комплекс мероприятий, целенаправленных на возрождение ранее разрушенных или потерянных индивидом социальных связей и взаимоотношений вследствие инвалидности. Люди с инвалидностью испытывают сложности с профессиональной реализацией, ростом и самосовершенствованием, таким необходимым любой личности. Отсутствие у них достаточных практических умений для самостоятельной жизни ведет к тому, что они становятся обузами для родственников. Сегодня для социума должна вызывать предельную тревогу катастрофическая динамика роста детской инвалидизации, их социальная неустроенность и туманность жизненной перспективы.
Социальная реабилитация и адаптация подразумевает под собой реализацию следующих задач: защиту прав и охрану интересов лиц с инвалидностью, получение ими равных с остальными членами общества возможностей для участия во всех областях жизнедеятельности социума, их интеграцию в социальную среду, формирование позитивного общественного мнения относительно лиц с инвалидностью, информирование социума о положении инвалидов и выполнение иных мер, направленных на реабилитацию и социальную защиту лиц с инвалидностью.
Симптомы дезадаптации
Симптомы дезадаптации проявляются у каждого человека по разному, они могут затрагивать как физиологическую или психологическую сферу. Вот наиболее часто встречающиеся симптомы:
- быстрая утомляемость, повышенная раздражительность
- нарушение пищевых привычек и расстройство сна
- повышенная возбудимость, чрезмерное эмоциональное реагирование на любой раздражитель
- повышенная тревожность, частая перемена настроения
- тошнота, головокружение
- мышечные спазмы, резкое изменение давления, пульса, затрудненное дыхание
- снижение концентрации, продуктивности, внимательности
- безразличие к работе, коллективу, окружающим, игнорирование окружающих